Специальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности.

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     ♦ педагогический процесс, направленный на развитие личности умственно отсталого  школьника как субъекта педагогического  процесса;

♦ физическую культуру как учебный предмет  с определенными целями, задачами, принципами, методами обучения;

♦ условия  и среду, в которых подросток  с нарушениями интеллектуального  развития обучается, воспитывается  и совершенствуется как личность.

     Цель  физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и  заключается во всестороннем развитии школьника. Прикладное направление – это не только участие в какихто физических двигательных нагрузках, это и привлечение к занятиям спортом (олимпийское и параолимпийское движение).

     Как уже отмечалось, основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, направленные на формирование жизненно важных умений и навыков, воспитание физических качеств, развитие физических способностей, повышение адаптивных свойств организма и, конечно же, устранение отклонений в состоянии здоровья, нарушений физического развития. В программах по физической культуре четко определены задачи физического воспитания умственно отсталых школьников, подобраны основные виды упражнений. По способу воздействия на организм занимающегося выделяют упражнения: общеразвивающие и корригирующие без предметов; упражнения на осанку; дыхательные; расслабления мышц; с положениями головы, туловища, конечностей; с предметами и на снарядах. Кроме того, упражнения классифицируют по виду состязательной деятельности (гимнастические, плавательные, легкоатлетические, игровые), по их структурным особенностям (комбинационные, циклические и ациклические).

     В ациклических упражнениях движения постоянно изменяются (прыжки, метание, кувырки, игры). В понятие «комбинационные действия» вкладывается возможность человека выполнять одновременно несколько двигательных действий (игры – волейбол, баскетбол, футбол, хоккей). Упражнения этого вида действий достаточно широко представлены в программах. Координационные способности связаны с качеством выполнения упражнений (физические качества и способности – сила, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, управление движениями в пространстве и времени).

     Воспроизведение пространственных, силовых и временных  параметров движений проявляется в  точности выполнения двигательных действий. Например, отталкивание ногами от гимнастического мостика и руками от гимнастического коня (козла) позволяют совершенствовать сенсорные (чувствительные) механизмы регуляции движений. С учетом компонентов и содержания учебного материала в «Программе по физическому воспитанию» представлены следующие основные движения.

     Ходьба  и бег

     Эти основные совокупности согласованных  движений в жизни человека играют важную роль общефизического и прикладного  характера. Они относятся к циклическим видам движений. Походка школьника должна быть ритмичной, с хорошей координацией рук и ног. При беге подросток, да и взрослый человек, выбирает соответственную позу, может некоторое время ее сохранять, но главным остается правильное положение спортсмена.

     Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их этому  надо учить с первого класса. Нарушения  ходьбы настолько разнообразны, что  учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными  нарушениями являются: некоординированность движения рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение обеих рук), неумение держать прямо голову, пружинистая походка и т. д.

     Задача  учителя – последовательно формировать  у детей легкую, непринужденную походку  с хорошей координацией движений рук и ног, обучать умению сохранять  направление и определенное расстояние между идущими впереди и сзади  учащимися. 

     Учитель должен помнить, что ходьба и бег  – жизненно важные прикладные двигательные действия и что при обучении огромное значение имеет личная демонстрация этих действий. Для детей трудна ходьба, высоко поднимая колени. Учитель показывает, а затем просит детей выполнить движения на месте, но высоко поднимая колени, и потом короткими шагами передвигаясь вперед. Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах). Задания должны быть доступными, понятными, хорошо иллюстрированы, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, счет, команду учителя, хлопки, сигналы.

     Бег. Это естественный вид движений должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном варианте. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство умственно отсталых школьников не понимают назначение бега, не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределить энергетический потенциал.

     Дети  с трудом овладевают навыками бега, поэтому уже в I–IV классах их обучают бегу с сохранением осанки, перебежкам группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 минут, челночному бегу (3 х 10 м), круговой и встречной эстафете. Трудности обусловлены тем, что, поскольку бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), учитель предъявляет к нему разные требования.

     Вот почему в коррекционной школе  бегу необходимо обучать только в  естественных условиях и, пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя. 

Информация о работе Специальная педагогика