Специальная педагогика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – определить сущность и специфику специальной педагогики.
Для достижения цели можно выделить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
определить цель, задачи, а также объект, предмет и субъект специальной педагогики;
рассмотреть основные понятия и термины специальной педагогики.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ СПЕЦ ПЕДАГОГИКА.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Таким образом, специальная педагогика имеет систему целей и задач; без достижения, которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями.

    1. Классификации нарушений

 

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде — handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

    • причины нарушений;
    • виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
    • последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе последней  педагогической классификации (М. Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

Итак, в педагогике в соответствии с исторически  сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

    • глухие;
    • слабослышащие;
    • позднооглохшие;
    • незрячие;
    • слабовидящие;
    • лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
    • лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
    • лица с нарушением интеллекта;
    • дети с задержкой психического развития (труднообучаемые)
    • лица с тяжелыми нарушениями речи;
    • лица со сложными недостатками развития.

Существует  и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка  указанных выше категорий нарушений  в соответствии с локализацией нарушения  в той или иной системе организма:

    • телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
    • сенсорные нарушения (слух, зрение);
    • нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Данная классификация  значима для педагогики лишь как  обобщенная системная организация  всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта  классификация более значима, она  имеет в медицине более тонко  дифференцированную классификацию.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

    • врожденное нарушение развития;
    • несчастный случай, стихийное бедствие;
    • производственная травма;
    • профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
    • дорожно-транспортное происшествие;
    • участие в боевых действиях;
    • экологические преступления;
    • болезнь;
    • прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного  недостатка развития, в том числе  его биологической или социальной обусловленности, а также времени  и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

Значимой для  социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Из всего  вышеизложенного можно сделать вывод, что подробная классификация нарушений позволяет социальному педагогу найти правильный подход для профилактики и коррекции данного нарушения.

 

1.4 Предметные области современной специальной педагогики

 

Современная специальная  педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся:

    • тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);
    • сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
    • тифлосурдопедагогика (слепоглухие);
    • логопедия (лица с нарушениями речевого развития);
    • олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);
    • отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

В стадии становления  находятся области специальной  педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам  с тяжелыми и множественными нарушениями.

Каждая из указанных  выше предметных областей структурно организована так же, как и общая  педагогика, т. е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.

Объединяющим  теоретико-методологическим началом  всех этих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении ХХ в.

Специальная педагогика и ее предметные области тесно  связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной  педагогикой в исследованиях  и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.

Таким образом, специальная педагогика имеет свои предметные области, для которых она является объединяющим теоретико-методологическим началом. Предметные области, сформированные в XX в., выступают как самостоятельные сферы педагогического знания, однако на современном этапе некоторые из них продолжают своё становление.

 

Заключение

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу, можно делать вывод, что специальная педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Объект специальной  педагогики — личность ребенка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом  развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Предметом же является процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Основная цель специальной педагогики — выявление  и преодоление недостатков в  развитии личности ребенка, исправление  функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

К задачам можно  отнести:

    • определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
    • изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
    • разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
    • исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии и др.

Специальная педагогика имеет ряд предметных областей, исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений дня детей с особыми образовательными потребностями. Каждая из них структурно организована так же, как и общая педагогика, и дифференцирована по возрастным периодам.

 

Список использованной литературы

 

  1. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога-дефектолога - 3-е издание - М.: изд-во «Феникс» 2007. – 576 с.
  2. Гонеев А.Д. и др. основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Мифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах: учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 320 с.
  4. Кумарина Г.Ф., Назарова ЯМ. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М.А. Галагузовой. — Екатеринбург, 2007. – 285 с.
  5. Проект программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. 2000. № 6. С. 3-8.
  6. Словарь-справочник. "Коррекционная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.В. Новотворцева - Москва: Академия развития, 2003. – С. 13-14, 28-35, 41, 63.
  7. Специальная педагогика: учебное пособие / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  8. Специальная педагогика. Хрестоматия / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008. 240 с.
  9. Н.Н. Малофеев. Из истории отечественной специальной школы // Дефектология. 2003. № 3. С. 3-10.
  10. Малофеев Н.Н. История становления развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект) // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000.
  11. Назаров Н.М. Специальная педагогика: Общие основы специальной педагогики - М: «АСАDEMА» 2007. – 352 с.

Информация о работе Специальная педагогика как наука