Спартанская и афинская системы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:26, реферат

Описание работы

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Работа содержит 1 файл

Вопрос 2.docx

— 50.30 Кб (Скачать)

Процесс образования в домах  табличек был сложен и трудоемок Вначале школяра учили читать, писать и считать Следовало запомнить множество клинописных знаков Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в доме табличек становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский  и шумерский. К первой трети 2 тысячелетия  до н. э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. В зависимости от специализации будущие писцы приобретали знания в грамматике, математике, астрономии и пр.

Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становятся своеобразными культурно-просветительскими  центрами. Появляется специальная учебная  литература для школ.

Так, таблички с первыми методическими  пособиями - словарями и хрестоматиями - изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии  до н. э. Они содержали фольклорные поучения, наставления, назидания, что должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия  до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные  заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого  периода появляются подписи торговцев  и ремесленников.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирий-ско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса разделения труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией.

Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали ма-гико-религиозные культы.

В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными такими центрами были библиотеки в  Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала ( VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

 

1.3. ШКОЛА В ДРЕВНЕМ  ЕГИПТЕ

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию  до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в  долине Нила сложился определенный психологический  тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к  лишениям и ударам судьбы человек. В  логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений  между женщиной и мужчиной, которые  в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков  и девочек уделялось одинаковое внимание.

Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к  знаниям, которые, как сказано в  древнем источнике, следовало "связать  в единый узел" (вот почему слова "знание", "учение" и "узел" изображались одним и тем же иероглифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям  новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают  праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном  мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая  душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения" (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения: "Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец".

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали  целям и идеалам воспитания и  обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал".

Безоговорочный и абсолютный авторитет  отца, наставника был освящен многовековыми  традициями. Приверженец таких традиций, автор "Поучения гераклеопольского царя" ( XIII в. до н. э.) писал: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству - от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно спорит с теми, кто отходил от традиционной покорности и безынициативности Он пишет, что такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды.

Нравственное воспитание в Древнем  Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских  наставлений типа: "Лучше уповать  на человеколюбие, нежели на золото в  сундуке", "Лучше есть сухой  хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль". Чтение, запись и запоминание подобных наставлений было отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.

Целью обучения была подготовка к  деятельности, которой традиционно  занимались члены семьи. Так что  семья являлась первичной ячейкой  обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионально-го обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость.

Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или  жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той  или иной должности. Позже в таких  семьях появляются небольшие группы учеников.

Приобретение грамотности, профессия  писца рассматривались как залог  социального благополучия. В папирусах  довольно часто встречаются высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник".

Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего  утра до позднего вечера. Нерадивых  сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники  должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном  из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на свое место! Книги уже лежат перед  твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и  читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай  совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где  пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под  флейту. Ты сидишь перед девушкой, и  ты умащен благовониями. Твой венок  из цветов висит у тебя на шее. Я  свяжу твои ноги, если ты будешь бродить  по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".

По-видимому, школы возникали при  храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно  и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Для овладения грамотой ученику  следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге  ученик должен был овладеть деловым  стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных  текстов.

В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие  до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением  с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботились прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее оружия", "Речь спасает, но может и погубить", - читаем мы в древнеегипетских папирусах.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для  расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических  вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии  часто обучали в сочетании  с геометрией, чтобы ученик мог  научиться рисовать план местности.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства ( V в. до н. э.) появляются школы врачевате-лей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы t где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

 

1.4. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА  В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

История Древней Индии распадается  на две главные эпохи, рубежом  между которыми является VI в. новой  эры: дравидско-арийскую и буддийскую.

Цивилизация дравидских племен - коренного  населения Индийского полуострова  до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.

В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии - профессиональные воины - в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а лишь одни обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов - т. н. парии.

Кастовость наложила специфический  отпечаток на развитие воспитания и  обучения в Древней Индии.

Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования  стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное  воспитание (претендовать на него могли  лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало  умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), 4 физическое совершенство (закаливание, владение собственным  [ телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

Информация о работе Спартанская и афинская системы воспитания