Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа
В работе представлена попытка теоретического и экспериментального анализа некоторых проблем, связанных с обучением школьников, и дан обзор наиболее эффективных технологий обучения, тенденции развития современных образовательных технологий.
Введение
Глава I. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1. Понятие технологии
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Глава II. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные технологии обучения
2.1. Технология постановки цели
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
2.4. Технология концентрированного обучения
Глава III. Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология педагогических мастерских
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.4. Технология эвристического обучения
Заключение
Список литературы
Приложения
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета
им. Н.Г. Чернышевского
Кафедра педагогики
«Современные технологии обучения»
Курсовая работа
Выполнила:
студентка гр. 921,
факультета
социальной работы
Кочеткова Ольга Евгеньевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
Яфарова Е.В.
Балашов 2005 г.
План
Введение
Глава I. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1. Понятие технологии
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Глава II. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные технологии обучения
2.1. Технология постановки цели
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
2.4. Технология концентрированного обучения
Глава III. Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология педагогических мастерских
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.4. Технология эвристического обучения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
В данном курсе лекций представлена попытка теоретического и экспериментального анализа некоторых проблем, связанных с обучением школьников, и дан обзор наиболее эффективных (с точки зрения автора) технологий обучения. В этом плане материал может оказать определённую помощь и учителям-практикам в организации эффективного учебного процесса, и учащимся, которым ещё предстоит столкнуться с проблемой выбора: как лучше построить урок, как отобрать и выстроить учебный материал для данной темы, раздела, курса. Но в первую очередь содержание курса адресовано завучам — школьным менеджерам, в задачу которых входит ответственность за выбор школой той или иной образовательной стратегии и построение методически выверенного учебно-воспитательного процесса.
Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании
Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире. Поэтому каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.
Технология — от греческих слов technл(искусство, ремесло, наука) и logos(понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии.
В самом общем виде технология— это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Например, из научной и методической литературы назовём некоторые варианты определения технологии:
· технический метод достижения практических целей;
· совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека;
· набор процедур и методов организации человеческой деятельности;
· средства, используемые для моделирования поведения человека.
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:
1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание — это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д. Ушинский, — превратить деятельность ученика в его самодеятельность.
3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся.
4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.
5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.
6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.
7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.
Непосредственное обращение к педагогическому опыту мастеров-новаторов позволит выявить и другие, не менее важные, признаки и положения технологии преподавания. [1]
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.
Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии [13]. И. Подласый делает это следующим образом:
Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:
принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;
принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;
принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;
принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его познавательным способностям;
принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.
Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
В современной научно-теоретической литературе и практической деятельности выдающихся отечественных педагогов выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и психологические [27] (рис. 1.1).
Гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.
Эффективность технических и экономических технологий определяется, например, тем, насколько совершенны бизнесмены и менеджеры в применении гуманитарных технологий. По некоторым социологическим исследованиям, хозяйственные руководители реализуют свои знания и способности на 30%, от силы до 70%. Чем ниже их управленческо-гуманитарная подготовка, тем беднее проявляется их личностно-деловой потенциал. Улучшение этой подготовки обеспечивает повышение производительности труда на промышленных предприятиях на 25—30%, а в отдельных случаях — на 40—60%.
Наряду с технологическими и экономическими технологиями, в нашу жизнь настойчиво вторгаются социальные технологии. Они давно признаны за рубежом. Интерес к ним возник у нас в связи с появлением в 70—80-х годах в Болгарии двух крупных работ. Это «Общественные науки и социальная технология» Н. Стефанова и «Технология и эффективность социального управления» М. Маркова. Благодаря социологии и социальной психологии, получившим право на существование в 60-е годы, стали возможны исследования по управлению социальными процессами. В свою очередь, это потребовало обращения к социальной инженерии, а потом и к социальным технологиям. Однако столь запоздалое подключение к данной научно-прикладной области привело к разночтениям в их понимании, часто социальные технологии ассоциируются с человековедческими технологиями.
Социальные технологии способствуют решению важного класса проблем человеческой жизни, но не всех проблем. В них основное внимание уделяется такому объекту, как социальное явление. Сам человек в них часто не фигурирует ни как объект, ни как цель. У них свой объект и соответственно — свои цели. В этом проявляется специализация данного вида технологий.
К гуманитарным технологиям относятся: футурологические, ситуативные и повседневные.
Футурологические гуманитарные технологии воспроизводят синоптическую карту, представляющую экономический, социальный, культурный, морально-психологический и демографический «прогноз» возможных вариантов будущего. С помощью этих технологий прогнозируется конкретная модель состояния общества, региона, трудового коллектива, что очень важно для руководителей, заинтересованных быть готовыми к решению новых проблем в своей деятельности.
Ситуативные гуманитарные технологии разрабатываются и применяются по причине каких-то обстоятельств. Например, управление поведением людей в экстремальных ситуациях. По этим технологиям проводятся специальные тренинги — профессиональная учёба соответствующих работников. Чаще всего она осуществляется в виде разбора «ситуация — конфликт» или деловой игры.
Универсальными являются повседневные гуманитарные технологии. Например, технологии профессионального обучения, технологии поиска одарённых людей.
Известно, что не всякое гуманитарное знание технологично. Во-первых, гуманитарные знания характеризуются познавательной направленностью. Во-вторых, им свойственны абстрактность, возможность произвольного толкования. В-третьих, им присуще богатство художественного языка, символическое разнообразие, подтекст.
Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения пока мало эффективны. Полученные результаты весьма условны. Всё это подтверждает, что гуманитарная информация трудоёмка для технологической обработки, как по содержанию, так и по форме.