Современные реалии детства и проблемы воспитания детей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Социальной проблемой является развод, который увеличивается; рост числа гражданских браков; увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства.
Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности.
Объект исследования: семейное воспитание ребенка.
Предмет исследования: педагогическая сущность семьи и семейного воспитания.

Работа содержит 1 файл

Реферат педагогика.docx

— 30.14 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Институт журналистики

 

Кафедра педагогики

и проблем  развития образования

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ДЕТСТВА

 

И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

студентки 4 курса 4 группы

(журналистика, печатные СМИ)

Ирины Игоревны Карелиной

Научный руководитель:

Давыдовский Анатолий Григорьевич,

преподаватель кафедры, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

Введение

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит дом, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа – единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, – это творение человека.

Отличительной чертой этой работы является то, что  человек находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее.

Воспитание  детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью: отца к матери и матери к отцу, отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям присоединяется более сильный, более  тонкий, более мудрый побудитель – долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

За последнее  десятилетие наметился ряд тревожных  тенденций, свидетельствующих о  кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагополучные тенденции  объясняются социально-экономическими условиями: низким материальным уровнем  жизни, проблемами профессиональной занятости, распределения ролевых функций между супругами. Неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признания становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, утратой чувства любви и безопасности.

Дисгармоничность  системы семейного воспитания является достаточно распространенным симптомом  дисфункции современной семьи, где  актуальным показателем воспитания следует считать возрастание  случаев жесткого обращения с  детьми, противоречивого воспитания.

Социальной  проблемой является развод, который  увеличивается; рост числа гражданских  браков; увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности  резкое возрастание социального сиротства.

Цель исследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейного воспитания в развитии личности.

Объект исследования: семейное воспитание ребенка.

Предмет исследования: педагогическая сущность семьи и  семейного воспитания.

 

 

Особенности воспитания единственного  ребёнка в семье

Более 60 лет  назад Макаренко А. ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку  такая семья представляет собой  коллектив, где воспитателями выступают  не только родители, но и дети по отношению друг другу. Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единственного ребенка, и нескольких детей. Несомненно, что для развития ребенка полезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям, чем их отсутствие и одиночество.

Следует учесть, что воспитание единственного ребенка  есть множество вариантов и не все они строятся на безграничной любви к нему. Нередки, например, семьи, где единственный ребенок – носитель родительских амбиций, тогда жизнь его расписана по минутам: музыка, рисование, теннис и т.п. Иные условия развития единственного ребенка, если его заводят, чтобы сохранить семью, которая дала трещину. Забота о ребенке укрепляет чувства моральной ответственности супругов, но не прибавляют тепла в их отношениях. И, наконец, в современной жизни немало семей, где единственный ребенок безнадзорен, нередко вливается в армию «детей улицы». У единственных детей, как правило, теснее эмоциональные узы, контакты с взрослыми членами семьи, или перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семье с несколькими детьми. Единственный ребенок всегда на глазах взрослых, которые замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат на помощь. В большой семье ребенок пытается все сделать сам, а единственный ребенок делает все в полсилы, зная, что ему помогут. У него развивается позиция опекаемого, обучаемого. А это ведет к потере веры в свои силы, к несамостоятельности. Нередко единственные дети становятся с маленькими деспотами в семье, заставляя всех взрослых служить себе. Другая характерная особенность развития единственных детей – они не имеют возможности близко общаться с другими детьми. В единственных детях ярче проступают эгоистичные наклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно быть терпимее к людям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу.

Как предотвратить  все это? С помощью второго ребенка – скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то, где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия

Для развития психики каждый ребенок требует  душевного пространства, в котором  он мог бы свободно передвигаться. Ему  нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно  рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком  пространстве. Осознано или нет, ему  навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и  выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни  ведется внимательное, с затаенной  озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок  не испытывает на протяжении всего  детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в  себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Но этого  может и не быть, так как в  поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они  все могут быть сформулированы в  одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой  исключительности!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика воспитания в семье с  несколькими детьми

В семье с  несколькими детьми – иная воспитательная ситуация. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботу родителей, а не «купаться» в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка.

Старшие и  младшие дети выступают по отношению  друг другу в ролях обучающих  и обучаемых, воспитывающих и  воспитываемых. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому  учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его  развитие. Однако воспитание нескольких детей в семье, не столь безоблачно, как кажется на первый взгляд. Из проблем, которые возникают в  многодетных семьях, самые невинные, когда младшие не хотят поднашивать  вещи старших, играть в их игрушки  и т.п. Иной характер проблем, когда  дети начинают соперничать друг с  другом. Это случается, если ребенок  стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата  или сестры. Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих  стремлениях, добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Если упустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависть, амбиция, агрессия). Условия для развития старших и младших детей, растущих в одной семье, не остаются раз и навсегда данными. Ведь семья – это не застывшая организация, а динамичная микросистема, постоянно находящееся в диалектическом развитии.

Процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других – повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

 

 

Воспитание ребенка в неполной семье

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно  вызывает у детей психический  надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в  разделенной семье, но это потребует  очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в  возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Разделению  семьи или разводу супругов нередко  предшествуют многие месяцы разногласий  и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые  своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений  уберечь его от разрешения собственных проблем.

Ребенок ощущает  отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ  от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто  после разделения семьи или развода  мать вновь вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот  чувствует себя отвергнутым и матерью.

Какое-то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье.

В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей друг с  другом и извлекать нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать  их баловать себя, а его интриги  и агрессивность со временем могут  даже вызвать их одобрение. На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

Что можно  сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье?

Объяснить ему, что произошло, причем сделать это  просто, никого не обвиняя. Сказать, что  так бывает с очень многими  людьми и поэтому пусть лучше  будет так, как есть. Ребенка можно  уберечь от излишних волнений, когда  разделение семьи происходит для  него так же окончательно, как и  для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все  реже, каждый раз вновь и вновь  вызывают у малыша ощущение, что  его отвергли.

Заключение

Решение воспитательных задач в процессе социального  формирования личности осуществляется под воздействием многочисленных факторов стихийного характера и социальных институтов общества. Базисной основой  первичной социализации личности является семья как ячейка общества, необходимая  для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, являясь в то же время главным условием реализации задатков и способностей человека.

Информация о работе Современные реалии детства и проблемы воспитания детей в семье