Современные психолого-педагогические технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:17, реферат

Описание работы

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников.

Содержание

Введение
1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды
2. Дистанционное обучение
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Современные психолого-педагогические технологии обучения.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:

    • способствуют повышению мотивации обучения;
    • являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
    • повышают информативность, интенсивность, результативность образования;
    • способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения.

Вместе с тем, многие специалисты  далеки от идеализации роли новейших технологий и даже ставят их использование  под сомнение. Так, например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при этом игра учебной10. Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.

В целом иностранные специалисты  сходятся во мнении, что необходим  комплексный подход к анализу  новейших средств обучения, подразумевающий качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.

 

Все эти проблемы являются актуальными  при анализе дистанционного образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с применением информационных технологий.

Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность  – каждый желающий может при опредленных  условиях стать «виртуальным студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот  как видит возможные пути решения этой проблемы один из отечественных специалистов11. Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:

  • Баланс системы «качество –  доступность» может буть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.
  • Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
  • В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий.  В дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать  его качество и интерес к нему.
  • Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.
  • Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.

Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.

В заключении автор статьи и вышеизложенного  подхода к эффективному внедрению  информационных технологий в образовательный  процесс делает выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить качество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых, преподавателей и специалистов в различных областях.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий, можно сделать следующие выводы.

Обучающие игры представляют собой  действенные технологии, которые  находят применение как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.

Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных  понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о  том, каково ее предназначение, какие  задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше.

 

Одной из самых новейших образовательных  технологий является дистанционное обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством преподавания и использованием современных информационных средств в обучении.

В виртуальном образовании также  стоит вопрос об эффективной организации  учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую роль могут играть  психолого-педагогическе технологии, применяемые и в традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии, совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и обучающие –  могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.

 

Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам» получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для его успешного функционирования.

 

Литература

 

  1. Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998
  2. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000
  3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998
  4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. /Материалы научной конференции. СПБ,1996
  5. Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002
  6. Nouvelles technologies – réussir la révolution?// Le Monde de l’éducation, №287 (12), 2000

1 См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб, 1996,Ч.2 с.33

2 См: там же,с.95-98

3 Там же, с.58

4 По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для компании JTI,2000г.

5 См.: там же, с.33-34

6 Цит.по: там же, Ч.2,с.120

7 См.: www.rsu.ru

8 Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах (Германии и Франции) и в Канаде.

9 См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии – успешная революция?//Мир образования)

10 Мнения специалистов приводятся по материалам указанной выше статьи.

11Здесь и далее см.: И.Г.Захарова. Информационные технологии для качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002, с.27-33.




Информация о работе Современные психолого-педагогические технологии обучения