Автор: Никита Иванов, 10 Июня 2010 в 04:11, реферат
В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е.воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики)и технологии обучения.
Введение
1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды
2. Дистанционное обучение
Заключение
Литература
«Дистанционное
обучение – это комплекс образовательных
услуг, предоставляемых широким слоям
населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной
среды, базирующийся на средствах обмена
учебной информацией на расстоянии (компьютерная
связь, спутниковое телевидение и т.п.).»
Особенностью дистанционного обучения
является, во-первых, обособленость (удаленность)
учащегося от преподавателя; во-вторых,
самостоятельность – это некий вариант
заочного обучения; и, в-третьих, активная
интеграция информационных средств и
ресурсов в процесс обучения. Так, например,
система Tandem позволяет найти партнера
по изучению одного из европейских языков
и выступает посредником в обучении, предлагая
определенную методику организации процесса
общения.
Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в образовательный процесс. Для них важным является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических и информационных средств на учащихся.
Вот как
оценивают использование
Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при этом игра учебной. Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.
В целом
иностранные специалисты
Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с применением информационных технологий.
Одним
из главных принципов
Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.
В заключении
автор статьи и вышеизложенного
подхода к эффективному внедрению
информационных технологий в образовательный
процесс делает выводы, аналогичные высказываниям
иностранных специалистов: улучшить качество
и доступ к образованию можно за счет интеграции
усилий ученых, преподавателей и специалистов
в различных областях.
Заключение
Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий, можно сделать следующие выводы.
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу общения.
Несмотря
на популярность, игра остается одним
из сложных и спорных понятий
философии и психологии. До сих
пор ведутся споры о том, каково
ее предназначение, какие задачи выполняет
присутствие этого "излишества"
в человеческом бытии. "Игра в бисер"
Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens)
Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют
о том, что именно посредством необыкновенного,
неочевидного с точки зрения прагматического
смысла осуществляется основное человеческое
предназначение, состоящее в возможности
подняться к вершинам духа, оторваться
от телесных потребностей и земного существования.
Именно в игре создается нечто новое, чего
не было раньше.
Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с качеством преподавания и использованием современных информационных средств в обучении.
В
виртуальном образовании также
стоит вопрос об эффективной организации
учебного процесса, повышении заинтерисованности
учащихся, и здесь большую роль могут играть
психолого-педагогическе технологии,
применяемые и в традиционном обучении:
сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии,
совместные коллективные проекты и др
Два типа технологий – информационные
и обучающие – могут (и должны) успешно
сочетаться, способствуя диверсификации
процесса обучения, развитию творческого
потенциала и познавательных стремлений
личности, что и является смыслом образования
в целом.
Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам» получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для его успешного функционирования.
Литература
Информация о работе Современные психолого-педагогические технологии обучения