Современные подходы к развитию личности в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:28, реферат

Описание работы

Цель данной работы является, рассмотрение концепций воспитания в коллективе на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…с.3
Глава 1.Концепции воспитания в коллективе ………………………….с.4-11
Глава 2 Современные подходы к развитию личности в коллективе….. с.12-17
Заключение………………………………………………………………..с.18
Список литературы…………………………………………….…………с.19

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………..…с.3

Глава 1.Концепции воспитания в коллективе ………………………….с.4-11

Глава 2 Современные подходы к развитию личности в коллективе….. с.12-17

Заключение………………………………………………………………..с.18

Список  литературы…………………………………………….…………с.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания —  значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель».                                     

Актуальность  темы определяется тем, что воспитание является важным компонентом в жизни  человека, и воспитание длится  всю его жизнь. На каждом определенном возрасте ребенок воспитывается по-разному, это зависит от его потребностей и потребности общества, эффективным воспитание считается, воспитание в коллективе.                                   

 Слово  "коллектив" происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает "объединяю", а латинское collectivus- собирательный. Концепция воспитания является коллективность, т.е. объединение усилий участников деятельности, в которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою значимость в достижении общего результата. Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Цель  данной работы является, рассмотрение концепций воспитания в коллективе на современном этапе.  
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Концепции воспитания в коллективе

     Педагогическая  теория воспитания в коллективе создавалась  усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе.

     Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали прежде всего с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С.Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.

     Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ  коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллекива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития Ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним, прежде всего, относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении Коллективистских отношений; связь детского коллектива с широтой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и Методические основы в его организации и др.

     А. С. Макаренко рассматривал коллектив  как органическую часть социалистического общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А.С.Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом А.С.Макаренко понимал «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений.

     А. С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип параллельного действия использовался в качестве важнейшего при воспитании в коллективе.

     Законом сплочения коллектива является стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный :тон в коллективе. Для формирования устойчивого стремления к лучшему А. С. Макаренко использовал систему перспективных линий целей (близких, средних и дальних). Эта система целей определяла жизнь детского коллектива, созданного А.С.Макаренко, и его постоянное движение вперед.

     Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С.Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива».

     Творческое  развитие идей А. С. Макаренко  получило в работах  В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, А.Т.Куракина, А. В.Мудрика и др.

     В. А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.

     Духовное  богатство каждого человека, его  гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В. А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.

     Проблема  нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. Она показала что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика.

     Т. Е. Конникова выделила вид отношений в коллективе, который она назвала гуманистическим. Характеристиками этого вида отношений являются:

  • устойчивые доброжелательные отношения, внимание друг к другу, готовность прийти на помощь или разделить радость с другими, причем не избирательно, а широко, по отношению ко всем членам коллектива;
  • отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма. Появление общего стремления к взаимодействий с другими коллективами, к объединению в общешкольный коллектив, к обсуждению и совместному решению общих проблем;
  • наличие у членов коллектива чувства защищенности, отсутствие случаев «изолированности» или авторитарного лидерства в коллективе.

     Гуманистические отношения Т.Е.Конникова считала  показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей в делах на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.

     В работах Л. И. Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления детским коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.

     Л.И.Новикова обратила внимание на двойственную природу детского коллектива: с одной стороны, он объект педагогической деятельности, с другой - спонтанно развивающееся явление: ярко выражено в свободном общении детей друг с другом. Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива.

     Важную роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начата активно проявлять себя в 1970-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарские движения в пионерском лагере «Орленок»). Во главе коммунарских объединений детей стояли талантливые педагоги И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро, М. Н. Ахметов и др. Главную цель организаторы коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности. Лозунги коммун о служении людям, о взаимной поддержке, о творческом отношении к выполняемому делу отражали пафос новой гуманистической педагогики.

     Однако  эти идеи не получили развития в  массовой школе и в системе внешкольных учреждений. Накануне перестройки советская школа переживала ряд застойных явлений. Формализм и усиление влияния идеологии на организацию коллективной жизни школы привели к сковыванию инициативы и творчества детей, к их разочарованию в общественных молодежных коллективных организациях (пионеры, комсомол), к фактическому свертыванию ;детского самоуправления. Коллектив все более становился средством унификации, усреднения личности, инструментом командно-административной системы управления.

     Все эти негативные явления стали объектом справедливой критики педагогов в 1980— 1990-е годы. Гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

     Современная сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с ее качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создается новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе.

     Большой интерес вызывает идея «общинности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путем передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова), идея межвозрастных коллективных объединений детей (Г. Г. Кравцов), сотворчества и коллективного сотрудничества в совместной деятельности учащихся и учителей, развития взаимодействия в коллективе на ненасильственной основе В.А. Ситаров, В. Г. Маралов).

     В современном развитом мире действует принцип воспитания в коллективе  через принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии. С позиций последней - коллектив высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

Информация о работе Современные подходы к развитию личности в коллективе