Современные инновационные технологии в школьном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:20, реферат

Описание работы

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 19.54 Кб (Скачать)

Современные инновационные технологии в школьном образовании

Педагогическая  технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.         

В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику(Селевко, 1998). Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической,  спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.

•  Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

•  Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

•  Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

•   Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

•  Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

•  Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Современные инновационные технологии в образовании  

В настоящий момент в школьном образовании применяют  самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии.   

1. Информационно-коммуникационные  технологии (ИКТ)  в предметном обучении

Внедрение ИКТ в  содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных  предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов  информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание  складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками  начальных сведений об информатике  к использованию компьютерных программных  средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; 

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в  том, что снимается психологическое  напряжение школьного общения путем  перехода от субъективных отношений "учитель-ученик”  к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении  дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем  осознается целенаправленный выбор  вуза, престижной работы;                                                       в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. 

2. Личностно – ориентированные  технологии в преподавании  предмета

Личностно-ориентированные  технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое  обеспечение учебного  процесса и управление  качеством образования  школьников. 

Применение  такой инновационной  технологии, как информационно  – аналитическая  методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени  каждого ребенка  в отдельности, класса, параллели, школы  в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.  

4.  Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика  качества обучения каждого учащегося  при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.  

5Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.  

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.  Это  - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех  или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с  ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает  широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность  их применения зависит от сложившихся  традиций в общеобразовательном  учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Информация о работе Современные инновационные технологии в школьном образовании