Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:20, реферат
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Современные инновационные технологии в школьном образовании
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
Инновационной
школой называется
учебно-воспитательное
заведение, деятельность
которого построена
на оригинальных (авторских)
идеях и технологиях
и представляет собой
новую образовательную
практику(Селевко, 1998). Инновационная
школа является полисистемой с подсистемами
учебной, трудовой, художественно-эстетической,
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Современные
инновационные технологии
в образовании В настоящий момент
в школьном образовании применяют
самые различные педагогические
инновации. Это зависит, прежде всего,
от традиций и статусности учреждения.
Тем не менее, можно выделить следующие
наиболее характерные инновационные технологии.
1.
Информационно- Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что: а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения
привлекательна для ученика в
том, что снимается психологическое
напряжение школьного общения путем
перехода от субъективных отношений "учитель-ученик”
к наиболее объективным отношениям
"ученик-компьютер-учитель”, повышается
эффективность ученического труда,
увеличивается доля творческих работ,
расширяется возможность в |
2.
Личностно – ориентированные
технологии в преподавании
предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. |
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение
такой инновационной
технологии, как информационно
– аналитическая
методика управления
качеством обучения
позволяет объективно,
беспристрастно проследить
развитие во времени
каждого ребенка
в отдельности, класса,
параллели, школы
в целом. При некоторой модификации
может стать незаменимым средством при
подготовке классно – обобщающего контроля,
изучении состояния преподавания любого
предмета учебного плана, изучения системы
работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика
качества обучения каждого учащегося
при помощи тестирования и построения
графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым
фактором в современных условиях
обучения. Реализуется в виде вовлечения
учащихся в дополнительные формы развития
личности: участие в культурно-массовых
мероприятиях по национальным традициям,
театре, центрах детского творчества и
др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
Информация о работе Современные инновационные технологии в школьном образовании