Современные информационные технологии в курсе преподавания экономических дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Сегодня самую большую ценность в мире представляет интеллектуальный ресурс и время, потраченное на достижение результата.
Эффективность работы преподавателя зависит не только от его знаний, но и от того, насколько эффективно он эти знания передает учащимся, каким образом осуществляет контроль за усвоением материала.

Содержание

Содержание
Введение
1.Инновационные технологии
2.Пример использования информационных технологий
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Современные информационные технологии в курсе преподавания экономических дисциплин.doc

— 1.27 Мб (Скачать)


 

Т. Рысқұлов атындағы Қазақ Экономикалық  Университеті

 

Казахский Экономический Университет им.

Т. Рыскулова

 

ПРОВЕРИЛ:

Кандидат экономических наук,

Доцент кафедры «Финансы»

Кошкарбаев К. У.

"____" _________2010 г.

 

ВЫПОЛНИЛА:

Магистрант 1 курса факультета «Финансы»

Специальности «Финансовый менеджмент»

Научно-педагогической магистратуры

Дуйсенбаева Г.

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ: «Современные информационные технологии в курсе преподавания экономических дисциплин»

 

 

 

 

 

 

 

АЛМАТЫ 2010

Содержание

Введение

1.Инновационные технологии

2.Пример использования информационных технологий

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня самую большую ценность в мире представляет интеллектуальный ресурс и время, потраченное на достижение результата.

Эффективность работы преподавателя зависит не только от его знаний, но и от того, насколько эффективно он эти знания передает учащимся, каким образом осуществляет контроль за усвоением материала.

Вычислительная техника настолько глубоко вошла в нашу жизнь, что сегодня вряд ли найдется область деятельности, в которой специалисты обходятся без компьютеров, без профессионального программного обеспечения. Профессиональное образование не является исключением. Реализация новых государственных образовательных стандартов требует интенсивного внедрения новых информационных технологий в учебный процесс с целью совершенствования образовательного уровня будущих специалистов.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения способствует повышению эффективности учебной деятельности, реализации индивидуальных способностей студентов. Следует отметить, что опыт работы с компьютерной техникой способствует развитию творческого потенциала, экономического мышления, активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, а, следовательно, оказывает влияние на качество обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Инновационные технологии

 

В настоящее время есть много направлений использования информационных технологий в процессе изучения экономических дисциплины на всех специальностях.

В процессе преподавания экономических дисциплин можно выделить несколько основных направлений применения информационных технологий:

1. Применение средств мультимедиа в процессе активизации познавательной деятельности студентов;

2. Построение аналитических таблиц и проведение аналитических расчетов с помощью табличного процессора Excel;

3. Изучение принципов построения и работы специальных аналитических компьютерных программ.

4 Тестирование на компьютере – как средство определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала.

В настоящее время возрастающую роль в процессе обучения играют мультимедийные курсы, которые представляют собой совокупность специальным образом организованной текстовой, графической, видео- и аудиоинформации учебного назначения, относящейся к одной дисциплине или разделу этой дисциплины и позволяющей значительно интенсифицировать усвоение учебного материала. Подобные технологии обычно используются в демонстрационных целях при проведении лекционных и семинарских занятий для визуализации статических и динамических образов, сопровождающих изложение учебного материала. Особое значение такие курсы имеют для самостоятельной работы студентов, а их интерактивный характер позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Разработка мультимедийных учебных курсов является сложным и длительным процессом, требующим значительных интеллектуальных и материальных ресурсов.

Не менее важная функция, которую можно освоить с помощью информационных технологий, это автоматизация вычислений при выполнении практических работ в среде Excel. Это дает возможность учащимся глубже понять практическое значение электронных таблиц, как удобной формы хранения, редактирования и обработки числовой и текстовой информации. Электронные таблицы используются для решения задач по экономике различных уровней сложности, которые становятся проверкой теоретических экономических знаний учащихся и одновременно приобретения практических навыков работы с компьютером. Вычисления производительности труда, себестоимости и цены продукта, нормы прибыли и т.д. основываются на использовании абсолютной и относительной адресации, введении формул, статистических и финансовых функций.

Использование информационных технологий не должно исключать изучение основных методов экономических расчетов. Они должны дополнять друг друга. Например, выполнение практической работы «Расчет себестоимости продукции и цены товара» начинается с изучения теоретических основ процесса расчета себестоимости и цены продукта, на следующем этапе студент реализует технологию вручную с помощью вычисления по формулам и составления алгоритмов. Только после этого, он может, осознано подойти к изучению программы, которая автоматизирует процесс получения результата. Квалифицированный пользователь должен понимать основные принципы выполнения программы. В дальнейшем студенты на базе изученной программы могут самостоятельно разработать свою программу, которую будут использовать при расчете курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли», т.е. они не используют шаблон таблицы, предложенный преподавателем, а, исходя из поставленной цели и заданных условий, самостоятельно выбирают план решения и формируют структуру электронной таблицы.

Освоение различных программных пакетов экономического назначения повышает эффективность обработки информации. А какие возможности представляет программа “Project Expert” при составлении бизнес—плана. Достаточно ввести исходные данные и выполнить команду “рассчитать”. Программа сама произведёт необходимые вычисления. Тут и баланс на весь срок проекта или за отдельные его периоды, всевозможные графики и диаграммы по различным показателям. Программа оценит качество и эффективность проекта по всем основным интегральным параметрам, используемым в мировой практике, подготовит разные отчеты в соответствии с международными стандартами. Здесь имеется возможность смоделировать различные сценарии развития проекта, оценить влияние отдельных факторов, выявить сильные и слабые стороны. И это лишь небольшая часть тех возможностей, которые представляет программа “Project Expert” грамотному пользователю.

Использование специальных аналитических программ повышает мотивацию студентов в профессиональной области, так как обучение осуществляется на конкретных примерах использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности путем введения в учебный процесс задач профессиональной ориентации.

Следует отметить, что для полного, эффективного использования новых современных средств обработки экономической информации требуется определенный уровень подготовки пользователя. В процессе обучения часто встречается ошибка, когда студент осваивает конкретную программу, не понимая методики и технологии получения результата, которые заложены в ней.

Компьютер очень удобен не только как средство обучения, но и как средство для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала.

Практика применения компьютерной техники позволила разработать мобильную универсальную программу автоматизированного контроля знаний по разделу «Финансовый менеджмент как система управления» по дисциплине «Финансовый менеджмент». Тестирование организовано по принципу “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым, обеспечивая быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. По окончании тестирования, студент сразу же видит на экране беспристрастного компьютера результат свою оценку. Кроме этого, высвечиваются также номера вопросов, на которые ученик дал неверные ответы, что необходимо для последующего анализа и разбора теста.

Все это позволяет объективно оценить уровень знаний и умений как отдельного студента, так и всей группы в целом; выделить круг вопросов недостаточно хорошо усвоенных учащимися, требующих большего внимания при работе с данной темой. При этом экономится время преподавателя на проверку результатов, это осуществляет сам компьютер. Однако, тестовый контроль знаний с использованием ПК не всегда бывает объективный, потому что некоторые студенты отвечают на вопросы интуитивно или вообще не задумываясь и получают достаточно высокие оценки, что не является результатом их теоретической подготовки. Кроме того, применение компьютерного тестирования в качестве контроля знаний студентов в течение изучения всего курса лишает возможности диалога «студент-преподаватель», а это неотъемлемая часть образовательного процесса, имеющая свои преимущества.

 

2.Пример использования информационных технологий

 

Все вышеперечисленные направления могут использоваться как для проведения отдельных уроков, так и для проведения одного урока. Приведем пример использования информационных технологий по трем направлениям в ходе проведения урока по теме «Оборотные средства» по дисциплине «Экономика отрасли». Урок следует проводить в аудитории оснащенной персональными компьютерами и мультимедиа проектором.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной заранее. Изображение на экране является равнозначным словам преподавателя, оно дополняет его объяснение. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Изображение на экране выступает основным источником информации. Например, изображение структуры оборотных средств. В этом случае преподаватель называет основные элементы оборотных средств, устанавливает взаимосвязь между ними, и т.д., а так же вовлекает студентов в обсуждение.

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью после объяснения нового материала урока студентам предлагается выполнить в микрогруппах (2-3 человека) небольшое расчетно-аналитическое задание по изученной теме в среде Excel. Полученные данные через 15-20 минут демонстрируются на проекторе и обсуждаются со всеми студентами, делаются выводы и предложения по представленным расчетным данным каждой микрогруппы.

На последнем этапе урока студентам предлагается ответить на вопросы теста с использованием компьютера, чтобы определить степень усвоения нового материала и выставить оценки.

Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах студентов, развивает у них продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, ответственность за конечный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                  М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"

2.                  Методика преподавания экономических дисциплин - Хвесеня Н.П. - Учебно-методический комплекс

3.                  Н. В. Савин. "Педагогика"

4.                  Кайзер Ф. – Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя

 



Информация о работе Современные информационные технологии в курсе преподавания экономических дисциплин