Современное состояние образования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:58, реферат

Описание работы

Анализ состояния современной системы образования
Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:
подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;
обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;
воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

Работа содержит 1 файл

система образования в РБ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной  деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА  ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ:

    • участников образовательного процесса;
    • образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
  • учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
  • государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканский, региональный, местный уровни управления).

ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ:

  • дошкольное образование;
  • общее базовое образование;
  • общее среднее образование;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Специальное образование (для учащихся, имеющих психо-физические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может  осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

  • внешкольное воспитание и обучение;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют  учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:

  • дошкольные учреждения;
  • учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);
  • учреждения внешкольного воспитания и обучения;
  • социально-педагогические учреждения;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

На схеме 5 представлены действующая  и перспективная структуры образования  в республике, отражающие переход к 12-летнему общему среднему образованию при 10-летнем обязательном базовом образовании, а также многоуровневость, вариативность и непрерывность национальной системы образования.

Схема 5

Действующая структура  образования в Республике Беларусь

Последипломное образование

Возраст

 

23_

               
 

22_

       

 

Высшая школа

(университеты, академии, институты)

 
 

21_

     

 

 

 

Колледж

 
 

20_

       
 

19_

   

 

 

Средняя специальная

школа

 
 

18_

 

 

Высшее

профтех

училище

 
 

17_

 

Полная средняя школа

 

Лицей

                                                       Гимназия

 

11

16_

Профтех училище

 

10

15_

 

9

14_

 

Неполная средняя школа

(базовая)

Неполн. Спец. средняя школа

8

13_

7

12_

6

11_

 

Спец. начальная школа

5

10_

4

9_

 

Начальная школа

3

8_

2

7_

1

6_

 

 

Спец. детсад

Классы

5_

 

 

Детский сад

 

4_

 
 

3_

   
 

2_

   

 

Ясли

   
 

1_

         

 

 

Перспективная структура образования Республики Беларусь

Последипломное образование

    Возраст

 

22_

   

 

 

Высшая школа

(университеты, академии, институты)

 
         
 

21_

 

 

Высший колледж

 

 
 

20_

 
 

19_

 
 

18_

Колледж

Лицей

 

Спец.

Средняя

Школа

12

17_

 

 
 

 

 


 

 

Гимна

зия

 

11

16_

10

15_

 

 

Средняя школа

9

14_

8

13_

7

12_

6

11_

 

Спец.

Начальная

Школа

5

 

10_

4

9_

 

Начальная школа

3

8_

2

7_

1

6_

 

Спец.

Детсад

классы

5_

 

 

Детский сад

 
 

4_

   
 

3_

   
 

2_

 

 

Ясли

 
 

1_

   

 

 

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Структура общеобразовательной  средней школы соответствует  трем основным этапам развития личности ребенка:

  • детство – I ступень (1-4 классы);
  • отрочество – II ступень (5-9 классы, при 12-летнем среднем образовании – 5-10 классы);
  • юность – III ступень (10-11 классы, при 12-летнем среднем образовании – 11-12 классы).

В соответствии с положением, школа может существовать в составе 1-4 классов – начальная школа, 1-9 (10) классов (или 5-9 (10) классов) – базовая школа; 1-11 (12) классов (или 5-11 (12), 10-11 (12) классов) – средняя школа.

Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Функции следующей ступени  основной школы (5-9 (10) классов) –  обеспечение  общего базового образования, дальнейшего общего развития личности ученика, усвоения им основ наук, формирования научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладения основными социокультурными,  моральными и правовыми нормами. Прохождение школьного периода должно обеспечить подготовку учащихся к  активному включению в социальную жизнь, профессиональную ориентацию.

Школа третьей ступени (10-11(12) классы) (лицейская ступень) завершает  общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). Учебно-воспитательный процесс строится на основе профильной дифференциации, которая учитывает способности, склонности, желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию культурно-образовательных потребностей ученика. На этом этапе формируются система жизнедеятельности (образа жизни) и стиль мышления, общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и условиям жизни, и, соответственно, готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.

Общее среднее образование  включает уровень общего базового образования.

Общее базовое образование (срок обучения – десять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении.

В современных условиях темпы социально-экономического, политического, культурного развития общества зависят от интеллектуального потенциала и образовательного уровня подрастающего поколения, которому предстоит жить и трудиться в ХХI веке.

ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ОБНОВЛЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений учителей, учащихся, родителей; преобразование учебно-воспитательного процесса школы на основе признания личности ученика и педагога высшей жизненной ценностью;
  • развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на  интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности;
  • дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
  • демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением; утверждающая демократический стиль руководства;
  • гуманитаризация, предполагающая увеличение в учебных планах объема социалльно-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у учащихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира;
  • деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.

УЗНТ

В начале 90-х годов  в образовательной практике Беларуси и др. стран СНГпоявились новые  учебные заведения: гимназия, лицей, колледж, высшее профессиональное училище (их так и называют: учебные заведения нового типа – УЗНТ). Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования подрастающего поколения. В настоящее время в УЗНТ активно разворачивается инновационная педагогическая деятельность, что находит отражение в разработке и апробации обновленного содержания обучения и новых образовательных технологий; активизации научно-педагогических исследований; использовании зарубежного педагогического опыта.

Анализ практики деятельности УЗНТ за последнее десятилетие позволяет выделить следующие их основные признаки:

Информация о работе Современное состояние образования в Республике Беларусь