Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:50, доклад
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации
основных задач социально-экономического и культурного развития общества,
ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных
сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль
школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность
школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при
этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.
СОВРЕМЕННАЯ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Какую роль должна играть
школа и какой она должна быть
в XXI веке, чтобы
подготовить человека к полноценной жизни
и труду?
Системы образования в любой стране
призваны способствовать реализации
основных задач социально-экономического
и культурного развития общества,
ибо именно школа, вуз готовят человека
к активной деятельности в разных
сферах экономики, культуры, политической
жизни общества. Поэтому роль
школы как базового звена образования
чрезвычайно важна, способность
школы достаточно гибко реагировать на
запросы общества, сохраняя при
этом накопленный положительный опыт,
имеет чрезвычайно важное значение.
Для каждого отдельного человека образование
имеет более или менее
выраженную личностную ценность. Процесс
получения образования, который в
развитых странах занимает четверть жизненного
пути современного
человека, делает содержательной и одухотворенной
его жизнь, окрашивает
ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет
потребности в познании,
общении, самоутверждении. В ходе образования
выявляются и развиваются
потенциальные способности личности,
осуществляется её самореализация,
формируется «образ человеческий». С помощью
образования человек
адаптируется к жизни в обществе, приобретает
необходимые для этого
знания и умения.
Обычно российское естественнонаучное
образование оценивают очень высоко,
считая его одним из лучших в мире. В пользу
этого говорят блистательные
результаты российских школьников на
международных олимпиадах, а также
высокий уровень подготовки российских
сотрудников, работающих в
зарубежных университетах или фирмах,
в сравнении с западными коллегами.
Примерно к такому же выводу приводят
впечатления эмигрировавших
педагогов, уже накопивших определённый
опыт преподавания в российских
школах и ныне преподающих в других странах.
Тем не менее, у этой точки зрения есть
и оппоненты. Они ссылаются на
низкий уровень массовой грамотности
российского населения, особенно
сельского, на невысокую образованность
жителей многих малых городов,
удаленных от столичных мегаполисов.
Изменения в социально-экономической
сфере общественной жизни поставили
многие страны мира, в том числе и Россию,
перед необходимостью
реформирования образовательной системы.
Реформы образования, став частью
социальной политики современных государств,
направлены:
- на обновление всех звеньев своей системы
от дошкольных учреждений до
университетов;
- совершенствование содержания, методов
и средств учебно-воспитательной
работы;
- улучшение подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров.
Вопрос о том, можно ли выучиться, получить
образование один раз на всю
жизнь, не является новым для общества.
Идея непрерывного (пожизненного)
обучения возникла в далеком прошлом.
Первые намеки по поводу
необходимости учиться постоянно содержатся
в древних писаниях Библии, в высказываниях
Платона, Аристотеля, в народных
изречениях типа «Век живи - век учись».
Предтечей современных
представлений о непрерывном образовании
стали педагогические взгляды
Я.А. Коменского. В трактате «Всеобщий
совет исправления дел
человеческих» ученый писал: «Как для
всякого рода человеческого весь мир
- это школа, от начала до конца веков, так
для каждого человека его
жизнь - школа, от колыбели до гроба; мало
сказать вместе с Сенекой:
«Учиться ни в каком возрасте не поздно»,
но надо говорить: каждый
возраст предназначен для учения, и одни
и те же пределы отведены
человеческой жизни и человеческой школе».
Таким образом, идея непрерывного образования
возникла в далеком прошлом,
но острую необходимость в ее реализации
человечество стало испытывать к
концу XX в. Это объясняется динамичностью
социально-экономического и
духовного развития современного общества.
Чтобы соответствовать
требованиям стремительно меняющегося
общества, не оказаться за бортом
жизни, человек должен постоянно пополнять,
расширять, уточнять багаж
своих знаний, повышать общую и профессиональную
культуру, развивать свой
творческий потенциал.
Первоначально идея непрерывного образования
разрабатывалась как проблема
образования взрослых. При этом учитывались
тезисы современной психологии
о том, что развитие человека не ограничивается
рамками детства, а
продолжается на протяжении всей жизни,
и тем успешнее, чем
квалифицированнее помощь, которую он
получает извне. Предполагалось, что
непрерывное образование облегчит для
человека перемену социальных ролей
в разные периоды жизни, поддержит и улучшит
качество индивидуальной и
коллективной жизни путем личностного,
социального и профессионального
развития.
В современной концепции непрерывное
образование рассматривается как
постоянная форма всей жизни человека,
начиная с раннего возраста. В
процессе образования человека участвуют
не только специальные
учебно-воспитательные учреждения, но
и семья, научные центры,
неформальные объединения, средства массовой
информации, церковь и др.
Причем образование взрослых и эффективность
обучения детей теснейшим
образом связаны между собой, не требуется
особых доказательств того, что
культурные, социально активные родители,
образованные педагоги -
необходимое условие для успешного развития
ребенка. И, наоборот, в
ситуации малограмотного окружения ребенок
не может получить настоящего
образования.
В настоящее время отрабатывается система
непрерывного образования,
которая должна обеспечить взаимодействие
всех факторов образования
человека. Ведущая роль в этой системе
принадлежит народному образованию,
которое закладывает основы разностороннего
развития личности,
обеспечивает базу для продолжения образования
и самообразования. В
системе непрерывного образования самообразование
занимает особое место,
поэтому важно развивать умение человека
самостоятельно овладевать
знаниями, осуществлять поиск информации,
работать с источниками и т. д. .
Современный и будущий работодатели заинтересованы
в таком работнике,
который наделен следующими качествами:
- думать самостоятельно и решать разнообразные
проблемы (т.е. применять
полученные знания для их решения);
- обладать творческим мышлением;
- обладать богатым словарным запасом,
основанным на глубоком понимании
гуманитарных знаний.
Таким образом, выпускник современной
школы, который будет жить и
трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном
обществе, для
того чтобы на протяжении жизни иметь
возможность найти в ней свое место,
должен обладать определенными качествами
личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях, уметь
самостоятельно приобретать необходимые
ему знания, умело применять их на
практике для решения разнообразных возникающих
проблем;
- самостоятельно критически мыслить,
уметь видеть возникающие в реальной
действительности проблемы и, используя
современные технологии, искать
пути рационального их решения; четко
осознавать, где и каким образом
приобретаемые им знания могут быть применены
в окружающей его
действительности; быть способным генерировать
новые идеи, творчески
мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь
собирать необходимые для
решения определенной проблемы факты,
анализировать их, выдвигать
гипотезы решения проблем, делать необходимые
обобщения, сопоставления с
аналогичными или альтернативными вариантами
решения, устанавливать
статистические закономерности, делать
аргументированные выводы,
применять полученные выводы для выявления
и решения новых проблем);
- быть коммуникабельным, контактным в
различных социальных группах,
уметь работать сообща в разных областях,
в различных ситуациях, легко
предотвращать или уметь выходить из любых
конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием
собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
Таким образом, главное, стратегическое
направление развития системы
образования находится в решении проблемы
личностно-ориентированного
образования, такого образования, в котором
личность ученика, студента
была бы в центре внимания педагога, психолога,
в котором деятельность
учения - познавательная деятельность,
а не преподавание, - была бы
ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы
традиционная парадигма
образования - учитель-учебник-ученик
была со всей решительностью
заменена на новую парадигму - ученик -
учебник - учитель. Именно так
построена система образования в лидирующих
странах мира. Она отражает
гуманистическое направление в философии,
психологии и педагогике.
Современное российское образование -
это непрерывная система
последовательных ступеней обучения,
на каждой из которых действуют
государственные, негосударственные,
муниципальные образовательные
учреждения разных типов и видов. Образовательная
система объединяет
дошкольное, общее среднее, среднее специальное,
вузовское,
послевузовское, дополнительное образование.
Центральным звеном
системы образования в
общее среднее образование, которое обеспечивается
средними
общеобразовательными школами, школами
с углубленным изучением отдельных
предметов, гимназиями, лицеями, вечерними
школами, образовательными
учреждениями типа интернатов, специальными
школами для детей с
отклонениями в физическом и психическом
развитии, внешкольными
образовательными учреждениями (детские
музыкальные и художественные
школы, школы искусств, хоровые и хореографические
студии, фольклорные
ансамбли, детско-юношеские спортивные
школы, станции юных техников,
центры досуга и др.). Появляются новые
виды образовательных учреждений
(школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты,
школы народных ремесел и
др.).
Главные задачи общеобразовательных учебных
учреждений состоят в том,
чтобы создать благоприятные условия
для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития
личности; способствовать выработке
научного мировоззрения; обеспечить освоение
учащимися системы знаний о
природе, обществе, человеке, его труде;
сформировать приемы
самостоятельной деятельности.
Высшая школа в России - наиболее динамично
развивающееся звено системы
непрерывного образования. Она представлена
следующими видами учебных
заведений: университетами (они являются
центрами фундаментальных научных
исследований и осуществляют подготовку
специалистов по разным профилям),
академиями, институтами, консерваториями,
высшими профессиональными
школами. Реформирование высшей школы
основано на введении
многоступенчатой подготовки специалистов,
которая реализуется по
содержанию и срокам обучения преемственными
общеобразовательными
программами. По завершении обучения на
каждой из ступеней выпускник
получает диплом, который дает право заниматься
профессиональной
деятельностью или перейти к следующему
этапу образования. Такая
перестройка высшего образования дает
возможность удовлетворить
потребности страны в специалистах разного
уровня квалификации.
Реформы в отечественном высшем образовании
начались в 1992 г. с
принятием федерального Закона "Об
образовании". Он узаконил новые для
нас понятия: бакалавриат, магистратура,
многоуровневая система. Но, не
ломая сложившуюся систему, сохранил и
включил в новую и старую,
одноступенчатую систему подготовки специалистов,
предоставляя вузам
самим определяться - по какой программе
готовить выпускников. Это, дав и
вузам и студентам новые возможности внесло
и некоторую сложность,
связанную с необходимостью выбора. (Раньше
было проще - выбирали из
одного).
Уровни (или, как еще говорят, ступени)
высшего образования определены у
нас. федеральным Законом "О высшем
профессиональном и послевузовском образовании".
В соответствии с ним
высшее образование включает три ступени:
- первая ступень: неполное высшее со сроком
обучения 2 года;
- вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат)
со сроком обучения 4
года;
- третья ступень - с ней дело обстоит сложнее:
к ней отнесена и прежняя
модель - "дипломированный специалист"
со сроком подготовки 5 лет и новая
- "магистр" со сроком подготовки
6 лет;
А теперь подробнее о бакалавре - кто он.
В действующей системе
образования это выпускник вуза, получивший
базовое высшее образование
(или, в терминологии ГОС, образование
по некоторому выбранному
направлению). Звучит замысловато, но означает
очень простую вещь - он
получил фундаментальную подготовку без
какой-либо узкой специализации -
ведь учился-то всего 4 года. А чем тогда
заниматься выпускнику? Ответ
дает п. 7 ст. 6 вышеупомянутого Закона -
занимать всё те должности, для
которых их квалификационными требованиями
предусмотрено наличие высшего
образования. А как же специализация? Давайте
посмотрим, откуда она
берется. Во-первых, специализироваться
можно работая на практике под
руководством опытного в конкретной узкой
области специалиста. А что
делать, если попали Вы после вуза в такое
место, где их просто нет? (А
именно так зачастую обстоит во многих
регионах со специалистами в
области права, коммерции, менеджмента
и другим специальностям, "голод"
по которым еще долго не будет утолен).
В худшем случае, продолжать
"грызть гранит" наук самостоятельно
- если вуз дал Вам действительно
фундаментальную базовую подготовку -
должны справиться. Но, конечно
лучше это делать в рамках системы образования
- на то она и
многоуровневая.
Во-вторых - продолжить обучение по одной
из программ третьего уровня.
Тут у Вас есть выбор - если решили получить
квалификацию
"дипломированный специалист", то
учиться надо еще 1 год (при условии
совпадения программ фактически обучение
"за партой" длится 1 семестр,
далее идет самостоятельная работа - дипломирование).
Но лучший путь для
бакалавра к вершинам квалификации - магистратура.
Обучение в ней длится
2 года и завершается защитой выпускной
работы - магистерской диссертации
и, соответственно, присвоением степени
магистра.
А здесь только отметим достоинства выбора
бакалавриата в качестве
уровня профессиональной подготовки:
1. Этот вид квалификации (в отличие от
"дипломированного специалиста"
принят по международной классификации
и понятен работодателям во всём
мире);
2. Фундаментальность подготовки, изначальная
"несуженность" ее
позволяет, при необходимости, легко сменить
профессию. Дело в том, что в
соответствии с ГОС, программы подготовки
бакалавров по разным
направлениям устроены так, что позволяют
всего за год перейти к одной из
целого "веера" совместимых профессий.(для
сравнения: выпускнику,
обучавшемуся по жесткой 5-летней программе
"специалиста" придется
получать новую профессию по программе
второго высшего образования за 2 -
2,5 года;
3. Всего через 4 года после поступления
можно приступить к
профессиональной деятельности, т.е. обрести
экономическую независимость.
И еще: в случае смены профессии выпускник,
имеющий диплом с
квалификацией "специалист" получает
именно второе высшее, а оно, по
закону, всегда только платное. Бакалавр
же, поступая в магистратуру
иного профиля продолжает образование
по программе третьего уровня - т.е.
бесплатно (разумеется, если пройдет по
конкурсу на бюджетные места).
И, наконец, о трудоустройстве за рубежом.
На большое число рабочих мест
зарубежный работодатель приглашает просто
бакалавров, не оговаривая даже
направления подготовки. Парадокс? - Нет,
просто для так называемой
офисной работы ему нужен просто образованный
человек, умеющий работать с
информацией, с людьми, способный подготавливать
всевозможные документы и
просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям
и удовлетворяет человек
со степенью бакалавра.
Однако подготовить высококвалифицированных
специалистов «на все времена»
не представляется возможным, поэтому
существует сеть послевузовского
образования: институты и курсы повышения
квалификации, аспирантура,
ординатура, адъюнктура (повышение научной
квалификации). Важным стимулом
повышения уровня последипломного образования
является аттестация,
которая проводится на основе экспертной
оценки труда специалиста с целью
присвоения ему более высокой категории
или разряда по единой тарифной
сетке.
В последние годы возникла потребность
в переподготовке кадров, т. е.
создании условий для получения новой
или смежной специальности.
Всем образовательным учреждениям предоставляется
право оказывать
дополнительные образовательные услуги
населению при наличии лицензии
(разрешения) на указанный вид деятельности.
Дополнительные услуги могут
быть платными, если они выходят за пределы
обязательной образовательной
работы с детьми, которая определяется
учебным планом учреждения и
программой, принятой для него в качестве
основной. Так, на базе
дошкольного учреждения дополнительно
организуется обучение детей
иностранным языкам, хореографии, ритмике,
игре на музыкальных
инструментах и т. д. Дополнительные образовательные
услуги
предоставляются не только воспитанникам
данного учреждения, но и всем
желающим.
Заключение:
Образование оказывает влияние на все
виды деятельности человека. Окончив
школу, одни поступают в институт, другие
в техникум, третьи не поступают
никуда. Это являет собой определённый
фильтр в выборе дальнейшей
профессии человека, хотя не редки случаи,
когда окончив институт
человек идёт работать продавцом мороженого,
особенно в нашей стране.
Но, тем не менее, функция фильтрующего
устройства образованием не
утрачивается. Согласно теории "человеческого
капитала" образование не является
чем-то немедленно потребляемым, скорее
это капиталовложение в будущее человека.
Как и все
капиталовложения, в будущем оно приносит
прибыль. В этой теории
утверждается, что все усилия, затраченные
в прошлом, будут вознаграждены
в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение
соответствуют
капиталовложениям. Это оправдывает неравенство
между людьми, так как они
затратили неравные средства на подготовку
к разным видам деятельности.
Отмечая особую роль образования в истории
человечества, зарубежные и
отечественные ученые говорят о несоответствии
современной системы
образования объективным требованиям
нынешнего этапа общественного
развития. Этот этап, наступивший во второй
половине XX в.,
характеризуется серьезными, динамичными
изменениями в различных
социально-экономических сферах. Возрос
интерес к человеку как фактору
экономического прогресса, в связи с чем
встал вопрос о гуманизации
образования. Прогресс науки, техники,
культурная и информационная
революции превращают образование в необходимый
атрибут повседневной
жизни. Подлинный переворот в технике,
технологии меняет характер и
содержание многих видов труда. В результате
чего от человека требуются
уже не столько физические затраты, сколько
интеллектуальные усилия,
самостоятельность и ответственность
в принятии решений. В обществе
возникла объективная потребность в образованных,
компетентных людях,
возросла тяга к образованию, а демократизация
социальной жизни сделала
его более доступным для разных категорий
населения, в том числе для
национальных меньшинств, женщин, инвалидов,
работающей молодежи и др. .
Пытаясь осмыслить новый и альтернативный
педагогический опыт, сопрягая
его с современными формами жизни культуры,
мы выходим к проблеме
отсутствия единой педагогической практики
(традиционное образование,
развивающее, новое гуманитарное, религиозотерическое
и т.д.) Сегодня в
России можно выделить три основных тенденции
в сфере образования: кризис
классической модели, создание экспериментальных
школ, альтернативных
форм обучения, интеграция в мировую культуру:
демократизация школы,
установление связи с основными созревающими
субъектами культуры,
создание системы непрерывного образования,
гуманизации и компьютеризация
образования. Третья тенденция - восстановление
и развитие традиций
русской школы. В России разработаны следующие
философско-педагогические
идеи: концепция поэтапного формирования
умственных действий (П.Л.
Гальперин), идеи развивающего обучения
(В. Давыдов, А. Занков),
проблемное обучение (И. Лернер), школа
"диалога культур" (В. Библер),
методологизация содержания процесса
обучения (Г.П. Щедровицкий, Н.Г.
Алексеев).
В современной ситуации когда закладываются
основы экономического
поведения, когда основной тезис жизни
"на все есть цена", встает
проблема формирования новой экономической
культуры ребенка, которая
призвана помочь ребенку войти в мир реалий.
И в заключение хотелось бы поделиться
своими впечатлениями от новой
формы обучения - с помощью компьютера.
Конечно, нельзя всё сводить к
нему, - и количество часов, проведенных
за экраном, не может служить
критерием качества обучения, как это
пытаются представить в некоторых
частных школах. Но, несомненно одно - компьютер
отличный помощник для
организации индивидуального обучения.
Ведь как только педагог перестает
видеть в ученике просто сосуд, который
нужно наполнить знаниями и
умениями, ему приходится искать индивидуальный
подход к каждому,
подстраиваться под его интересы, темп
усвоения материала, личные
особенности психики. Например, в некоторых
школах каждый ученик может
выбрать для себя не просто интересующий
его курс, но даже отдельные
предметы. Компьютер же, как известно,
выполняет ту программу, которая в
него заложена, и предоставляет огромный
выбор тем для изучения.
Современные методы представления информации
в компьютерах включают в
себя не просто текст, но и картинки, видео,
звуковые фрагменты. Это
позволяет задействовать практически
все органы чувств, используемых для
восприятия информации, при этом происходит
ее дублирование по различным
каналам восприятия, что резко повышает
скорость и качество усвоения
материала. Компьютерный учебник нельзя
уже сравнивать с книгой, как это
было всего несколько лет назад - сейчас
многие обучающие программы
невозможно отличить от игр, и для того,
чтобы победить в такой игре,
понадобятся знания, которые ребёнку трудно
принять как необходимые ему
именно сейчас - ведь всем нам свойственно
откладывать "на потом" решение
многих проблем. А такой элемент современных
компьютерных документов, как
гипертекстовая ссылка позволяет при
необходимости обратиться в любое
место документа за дополнительной информацией,
и в то же время при
повторном изучении не перегружает исходный
текст документа. Кстати, по
принципу гипертекста устроена всемирная
информационная сеть Internet, с
помощью которой уже сейчас проводится
так называемое "дистанционное
обучение" - когда профессора крупнейших
университетов выступают с
лекциями и отвечают на вопросы не привычной
студенческой аудитории, а
перед теми, кто в данный момент подключен
к их узлу сети. Несмотря на
тишину и видимое отсутствие слушателей
последних может быть не меньше,
чем зрителей у телеэкрана, но в отличие
от книги или телепередачи
сохраняется обратная связь между преподавателем
и учениками.
Это - реальность сегодняшнего дня. Интересно,
что нас (и наших детей)
ждет в недалеком третьем тысячелетии?
Используемая литература.
Онищук В.А. “Урок в современной школе”.
Москва, “Просвещение”, 1991 г.
Иллих И.Н. “Общество, отказавшееся от
образования” 1971г.
Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры
и модели.” Москва, “Наука”,
1997г.
Журналы “Вестник образования” № 9 1998г.,
№ 14 2000г.