Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 01:42, доклад
Вопрос как преподавать сегодня физику во многом еще дискуссионный. Существует множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой – либо из них можно признать единственно верным и бесспорным. Однако, несомненно, то, что эффективное изучение физики возможно только тогда, когда учитель организует такие формы работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать процесс познания.
Среди множества методик и технологий каждый учитель, наверно, имеет наиболее предпочтительную. Для меня - это блочно – модульная технология, которой я пользуюсь в старших классах. Она облегчает создание целостного представления об изучаемом материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, создает возможность маневрирования учебным временем, условия для развертывания групповой работы в классе.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ И
ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
БЛОЧНО - МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ:
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ
Вопрос
как преподавать сегодня физику
во многом еще дискуссионный. Существует
множество вариантов ответа на него,
но вряд ли какой – либо из них
можно признать единственно верным
и бесспорным. Однако, несомненно, то, что
эффективное изучение физики возможно
только тогда, когда учитель организует
такие формы работы, которые принято называть
активными и которые способны заинтересовать
учащихся, стимулировать процесс познания.
Среди множества методик и технологий
каждый учитель, наверно, имеет наиболее
предпочтительную. Для меня - это блочно
– модульная технология, которой я пользуюсь
в старших классах. Она облегчает создание
целостного представления об изучаемом
материале, позволяет высвободить время
на отработку знаний и умений, создает
возможность маневрирования учебным временем,
условия для развертывания групповой
работы в классе.
Есть два варианта построения таких систем:
тема делится на самостоятельные блоки,
каждый из которых изучается по завершенному
циклу; вся тема изучается сразу как единый
монолит («блок – тема»). Эти системы, несмотря
на их различие, могут быть названы лекционно-зачетными,
ибо в них эти типы уроков обязательны.
Научить школьника всему в жизни нельзя,
но можно и нужно научить добывать знания
самостоятельно, уметь их применять на
практике, работать с книгой. В связи с
этим возникает проблема повышения эффективности
урока, так как именно в нем достигаются
названные цели. Первое, что предстоит
сделать, - это увеличить удельный вес
самостоятельной работы учащегося на
уроке, ибо не секрет что ребятам на уроке
часто и подолгу отводится роль пассивных
слушателей, так как педагоги много тратят
времени на объяснение нового материала,
проводят затянутые устные опросы. Второе
– нужно расширить тематический диапазон
каждого занятия: ведь не всегда оправдано
дробление учебной темы и ее изучение
малыми частями на длинной цепи уроков.
Третье – требуется увеличить время на
отработку знаний, поскольку ясно, что
без многократного повторения, хороший
результат в обучении получить нельзя.
Взвесив все эти обстоятельства, я пришла
к убеждению, что темы нужно изучать крупными
блоками, объединяющими несколько логически
связанных вопросов и рассчитанными на
5 – 7 часов.
Первоначальное ознакомление с блоком
происходит сразу же на первом уроке. На
всех последующих занятиях тема опять
таки рассматривается в целом, но от занятия
к занятию все более углубленно. В результате
учащиеся возвращаются к изучаемому материалу
многократно, однако каждый раз подходят
к нему по новому и глубже. Это позволяет,
в – первых, воспринимать как единую картину
изучаемого явления; во – вторых, хорошо
понять, усвоить и закрепить входящие
в блок вопросы; в – третьих, осознать
связи между ними, проявляющиеся при анализе
материала с разных точек зрения.
«Блочную» систему образуют, как правило,
следующие уроки:
Лекция вводная (первый этап изучения
блока): объясняется содержание материала
в целом. Особое внимание уделяется разъяснению
главному.
Семинарские занятия (второй этап): их
серия проводится вслед за лекцией. Число
семинаров зависит от сложности и объема
изучаемого. Учащиеся самостоятельно,
пользуясь учебником, усваивают материал,
выполняют упражнения, закрепляющие полученные
знания. Работа дифференцирована.
Лабораторный практикум (третий этап):
это уроки формирования экспериментальных
умений и навыков, на которых школьники
учатся собирать установки по схемам,
пользоваться измерительными приборами,
проводить наблюдения, опыты, снимать
показания приборов, записывать их в таблицы,
составлять отчеты и делать выводы. Сюда
входит выполнение лабораторных работ,
а также просмотр видеокассет.
Решение задач по теме (четвертый этап):
его цель - углубление и развитие знаний.
Зачет (пятый этап): проверяется усвоение
учебного материла всеми учениками, каждый
получает зачетную оценку.
Урок интересных сообщений (шестой этап):
рассматривается практическое применение
изученного, вопросы профориентации.
Эта совокупность этапов (1 – 6) образует
законченный цикл, который повторяется
при рассмотрении каждого блока.
Семинар углубляет и систематизирует
знания, конференция их расширяет. Вопросы,
выносимые на семинар, идентичны выносимым
на зачет. На конференции заслушиваются
доклады, рефераты, решения интересных
задач.
На всех рабочих уроках реализуется заповедь
«учить школьника на уроке». Здесь детально
рассматривается каждое положение, каждый
тезис проходимого материала. Идет неоднократное
«прокручивание» темы. На таких уроках
работа проходит в основном самостоятельно
по группам, некоторые занимаются сугубо
индивидуально.
Основная идея занятий научиться, то есть
усвоить определенный круг знаний, разобраться
в материале и возникших трудностях. Эти
уроки вырабатывают знания и одновременно
трудовой стиль, чувство времени, уверенность,
что все в твоих силах. В течение рабочих
уроков учитель является дирижером учебного
процесса, он находится внутри класса,
помогая ученикам в индивидуальном порядке.
И в заключение хотелось бы привести слова
известного методиста Петра Яковлевича
Гальперина: «Модульное обучение представляет
возможность показать учащимся весь путь,
всю дорогу, видеть перспективы большие
и малые, тогда как «традиционка» освещает
лишь участок этой дороги, без перспектив,
без взаимосвязей».
Информация о работе Совершенствование методов и приемов обучения