Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:56, контрольная работа
Контрольная в виде таблице.
Задание №1 Содержание разделов педагогики
Название раздела | Что изучает |
|
Общее представление
о педагогике как науке Объект, предмет и функции педагогики Образование как социальный феномен Связь педагогики с другими науками и ее структура Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Организация педагогического исследования Система методов и методика педагогического исследования . Понятие о педагогических ценностях и их классификация Образование как общечеловеческая ценность . Сущность социализации и ее стадии Воспитание и формирование личности Роль обучения в развитии личности Факторы социализации и формирования личности Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления Педагогическая система и ее виды Общая характеристика системы образования Сущность педагогического процесса Педагогический процесс как целостное явление Логика и условия построения целостного педагогического процесса |
2.Теория обучения | Сущность процесса
обучения
Понятие о дидактике. Ее основные категории, этапы исторического развития. Актуальные проблемы современной дидактики. Понятие о процессе обучения. Его виды, закономерности, движущая сила и структура. Образовательная, воспитательная и развивающая функции процесса обучения, их единство. Целостный учебно-воспитательный процесс. Деятельность учителя по развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. Психологические основы учения как системы познавательных действий. Потребности и интересы учащихся - основы мотивации учения. Учение и общение. Формирование у школьников способности к самообразованию. Понятие о принципах обучения. Их сущность, содержание и приемы реализации. Основные дидактические концепции и их отражение в нормативных документах. Образовательные (педагогические) технологии: классификация, характеристика |
3.Теория воспитания | Воспитание
в целостном педагогическом процессе. Воспитание как специально
организованная деятельность. по достижению
целей образования . Цели и задачи гуманистического воспитания. Личность в концепции гуманистического воспитания. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Формирование основ нравственной культуры личности. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Формирование эстетической культуры учащихся. Воспитание физической культуры личности. Общие методы воспитания. Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности . Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности . Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива Воспитательные системы. Структура и этапы развития воспитательной системы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы. |
4. Управление образовательными системами | Сущность и
основные принципы управления образовательными
системами. Общие принципы управления образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Целеполагание и планирование как функция управления школой. Функция организации в управлении школой. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении. Педагогический коллектив школы. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация. |
5.Педагогические технологии | Сущность педагогической
технологии.
Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Научный, профессионально-описательный и процессуально действенный аспекты педагогических технологий. Уровни ПТ. Структура ПТ. Критерии технологичности. Классификация и характеристика педагогических технологий Основные
педагогические технологии: адаптивные,
развивающие, личностно- Диагностика
прогнозирования, гаморазвития и коррекции.
Задачный подход как технологическая
основа целостного педагогического процесса. |
Задание № 2 Основные этапы становления и развития педагогической теории и практики.
Наименование этапов мировой педагогической теории и практики | Общая характеристика и основные представители педагогической мысли |
1. Становление воспитания в первобытном обществе | Первой формой
педагогической культуры, существовавшей
в первобытном обществе, была народная
педагогика, включавшая простые педагогические
представления, взгляды, идеи, наиболее
полно проявлявшиеся в трудовой
деятельности, традициях, ритуалах, обычаях,
играх, праздниках, устной народной речи
и т. д. |
2. Воспитание, обучение и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе | Воспитание не обеспечивало потребности общества в образованных людях, необходимых для четкой организации работы государственного аппарата, для управления храмовым и царским хозяйством. Это обстоятельство внесло существенные изменения в практику передачи знаний и потребовало особой организации обучения, дополнявшего семейное воспитание. Возникают специальные образовательные учреждения школы, и появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. |
3. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в феодальном обществе | Отделение ремесла
от сельского хозяйства, рост городов,
складывание централизованных государств,
появление элементов нового отношения
к миру и человеку - все это
способствовало бурному развитию образования
и просвещения. В XIII в. резко обозначилась
тенденция обмирщения образования, школьное
дело постепенно выделяется в самостоятельную
отрасль. Появляются новые типы учебных
заведений, призванных удовлетворить
потребность в образовании торгово-ремесленных
слоев городского населения — цеховые
и гильдейские школы.
В этот же период (конец ХП-ХШ вв.) происходит выделение высшего образования - на основе школ возникают университеты, независимые ни от церкви, ни от феодалов, ни от городского самоуправления. Наиболее знаменитыми были Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский университеты. |
4. Формирование теории обучения и воспитания в XVII-XIX вв. |
XVII век —
время интенсивного развития
опытного знания, появления многих
новых наук. Именно в XVII в. в культурной
жизни Западной Европы зарождается такой
феномен, как научная педагогика. |
5. Современное |
Задание № 3 Из перечисленных утверждений выбрать и подчеркнуть методы обучения.
Рассказ, самостоятельная работа с книгой, сбор и обобщение передового педагогического опыта, дискуссия, анализ литературных источников, педагогический эксперимент, взаимное обучение, упражнение, самостоятельная познавательная деятельность, индукция, инструктаж, аналогия, поиск, классификация, контроль, систематизация, урок, биографический метод, проверка домашнего задания, объяснительно – иллюстрационное обучение, проблемное обучение, исследовательский метод, беседа, чтение учебника, школьная лекция, эстетическое воспитание, консультация, естественный эксперимент, наблюдение, соревнование, диспут, методы иллюстрации и демонстрации, репродуктивный метод.
Информация о работе Содержание разделов педагогики. Становление теории воспитания