Содержание разделов педагогики. Становление теории воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Контрольная в виде таблице.

Работа содержит 1 файл

Психология и педогогика.docx

— 24.58 Кб (Скачать)

Задание №1    Содержание разделов педагогики

Название  раздела  Что изучает
    1.  Общие основы  педагогики
Общее представление о педагогике как науке  
Объект, предмет и функции педагогики  
Образование как социальный феномен                 
Связь педагогики с другими науками и ее структура Методология и методы педагогических исследований 
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога  
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований  
Организация педагогического исследования  
Система методов и методика педагогического исследования .                                                            Аксиологические основы педагогики 
Обоснование гуманистической методологии педагогики  
Понятие о педагогических ценностях и их классификация  
Образование как общечеловеческая ценность .                               Развитие, социализация и воспитание личности 
Развитие личности как педагогическая проблема  
Сущность социализации и ее стадии  
Воспитание и формирование личности  
Роль обучения в развитии личности  
Факторы социализации и формирования личности  
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.                                                                                     Целостный педагогический процесс 
Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления  
Педагогическая система и ее виды  
Общая характеристика системы образования  
Сущность педагогического процесса  
Педагогический процесс как целостное явление  
Логика и условия построения целостного педагогического процесса
2.Теория обучения Сущность процесса обучения

Понятие о дидактике. Ее основные категории, этапы исторического

развития.

Актуальные  проблемы современной дидактики.

Понятие о процессе обучения.

Его виды, закономерности, движущая

сила  и структура.

Образовательная, воспитательная и развивающая

функции процесса обучения, их единство. Целостный учебно-воспитательный процесс. Деятельность учителя по развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении.

Психологические основы учения как системы познавательных действий.

Потребности и интересы учащихся - основы мотивации  учения.

Учение  и общение.

Формирование  у школьников способности к

самообразованию.

Понятие о принципах обучения. Их сущность, содержание и приемы реализации. Основные дидактические концепции и их отражение в нормативных документах.

Образовательные (педагогические) технологии: классификация, характеристика

3.Теория воспитания Воспитание  в целостном педагогическом процессе. Воспитание как специально организованная деятельность. по достижению целей образования
Цели и задачи гуманистического воспитания.  
Личность в концепции гуманистического воспитания.  
Закономерности и принципы гуманистического воспитания.                                                                          Воспитание базовой культуры личности. 
Философско-мировоззренческая подготовка школьников.  
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.  
Формирование основ нравственной культуры личности.  
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.  
Формирование эстетической культуры учащихся.  
Воспитание физической культуры личности.                         Общие методы воспитания. 
Сущность методов воспитания и их классификация.  
Методы формирования сознания личности.  
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.  
Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.                                      Коллектив как объект и субъект воспитания. 
Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.  
Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.  
Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.  
Этапы и уровни развития детского коллектива.  
Основные условия развития детского коллектива Воспитательные системы. 
Структура и этапы развития воспитательной системы.  
Зарубежные и отечественные воспитательные системы.  
Классный руководитель в воспитательной системе школы.  
Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.
4. Управление  образовательными системами Сущность и  основные принципы управления образовательными системами.                               Государственно-общественная система управления образованием.  
Общие принципы управления образовательными системами.  
Школа как педагогическая система и объект научного управления.                                                                      Основные функции внутришкольного управления. 
Управленческая культура руководителя школы.  
Педагогический анализ во внутришкольном управлении.  
Целеполагание и планирование как функция управления школой.  
Функция организации в управлении школой.  
Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.                                                                Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. 
Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.  
Педагогический коллектив школы.  
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.  
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.  
Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.                                               Инновационные процессы в образовании.                     Развитие профессионально-педагогической культуры учителей. 
Инновационная направленность педагогической деятельности.  
Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.
5.Педагогические технологии Сущность педагогической технологии.

 Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Научный, профессионально-описательный и процессуально действенный  аспекты педагогических технологий. Уровни ПТ.

Структура ПТ. Критерии технологичности.  Классификация  и характеристика педагогических технологий

 Основные  педагогические технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентационные, диалоговые, модульные, контекстные,  информационные, уровневой дифференциации  обучения, группового воздействия, ,  технологии педагогического общения.

 Диагностика прогнозирования, гаморазвития и коррекции. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса. 

 

Задание № 2 Основные этапы становления и развития педагогической теории и практики.

Наименование  этапов мировой педагогической теории и практики Общая характеристика и основные представители педагогической мысли
1. Становление воспитания в первобытном обществе Первой формой педагогической культуры, существовавшей в первобытном обществе, была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в трудовой деятельности, традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной речи и т. д.                                                                   Общественное разделение труда, зарождение имущественного неравенства, постепенное дробление общин обусловили изменение характера воспитания, которое из равного, контролируемого общиной, стало превращаться в семейно-сословное. Именно в семьях и сосредоточились основные воспитательные функции.
2. Воспитание, обучение и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе Воспитание  не обеспечивало потребности общества в образованных людях, необходимых для четкой организации работы государственного аппарата, для управления храмовым и царским хозяйством. Это обстоятельство внесло существенные изменения в практику передачи знаний и потребовало особой организации обучения, дополнявшего семейное воспитание. Возникают специальные образовательные учреждения школы, и появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
3. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в феодальном обществе Отделение ремесла  от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств, появление элементов нового отношения  к миру и человеку - все это  способствовало бурному развитию образования  и просвещения. В XIII в. резко обозначилась тенденция обмирщения образования, школьное дело постепенно выделяется в самостоятельную отрасль. Появляются новые типы учебных заведений, призванных удовлетворить потребность в образовании торгово-ремесленных слоев городского населения — цеховые и гильдейские школы.

В этот же период (конец ХП-ХШ вв.) происходит выделение  высшего образования - на основе школ возникают университеты, независимые  ни от церкви, ни от феодалов, ни от городского самоуправления. Наиболее знаменитыми  были Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский университеты.

4. Формирование  теории обучения и воспитания  в XVII-XIX вв.

XVII век —  время интенсивного развития  опытного знания, появления многих  новых наук. Именно в XVII в. в культурной жизни Западной Европы зарождается такой феномен, как научная педагогика.                                          Краткое перечисление основных открытий, сделанных Я. А. Коменским в области педагогии:                            §   обоснование принципа природосообразности;      §   разработка возрастной периодизации;                   §   создание классно-урочной системы обучения;          §   определение системы школ и содержания обучения в них;                                                                                  §   обоснование основных дидактических принципов;  §   составление первых учебников для школ, снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей;                                                                          §   создание учения о материнской школе.                          Подлинным манифестом гуманистической педагогики стала книга Ж-Ж Руссо "Эмиль, или о воспитании". Руссо заложил идейные основы нового направления в педагогике, получившего название "естественного (свободного) воспитания".
5. Современное  
 
 

Задание № 3 Из перечисленных утверждений выбрать и подчеркнуть методы обучения.

Рассказ, самостоятельная  работа с книгой, сбор и обобщение  передового педагогического  опыта,  дискуссия, анализ литературных источников, педагогический эксперимент, взаимное обучение, упражнение, самостоятельная  познавательная  деятельность, индукция, инструктаж, аналогия, поиск, классификация, контроль, систематизация, урок, биографический метод, проверка домашнего задания, объяснительно – иллюстрационное обучение, проблемное обучение, исследовательский метод, беседа, чтение учебника, школьная лекция, эстетическое воспитание, консультация, естественный эксперимент, наблюдение, соревнование, диспут, методы иллюстрации и демонстрации, репродуктивный метод.

Информация о работе Содержание разделов педагогики. Становление теории воспитания