Содержание работы социального педагога с неблагополучной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обоснование комплекса мероприятий, направленных на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.

Задачи исследования:

Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье.
Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.
Изучить особенности социализации детей из неблагополучных семей
Выявить основные виды и причины дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи
Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса
социализации
Социализация и развитие личности ребенка
Феномены, механизмы процесса социализации ребенка
Роль семьи в процессе социализации ребенка
Глава 2. Содержание работы социального

педагога с неблагополучной семьей

Теоретические аспекты феномена неблагополучной
семьи

Виды неблагополучных семей в современном обществе
Влияние неблагополучной семьи на развитие и
воспитание ребенка

Общие концепции работы социального
педагога с неблагополучной семьей, методы и формы его работы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая только чуть переделать.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

       Наряду  с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

       Социальный  педагог, работая с семьей, может  использовать наиболее распространенные приемы консультирования:  эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.

       Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.

       Социально – психологический  тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

       Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

         Еще одна форма работы социального  педагога с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

       Основные  принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

       Сущность  социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

       Важную  роль в осуществлении социально  – педагогического мониторинга  играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

       Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения  между индивидами и подсистемами.

       Родительская  подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.

       Воспитательный  потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.

       Подсистема  «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.

       Отношения между детьми в семье – незаменимый  опыт общения и взаимодействия длительного  характера, когда обязательны распределение  обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

       Подсистема  «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.       

       Социально – педагогическая деятельность с  семьей будет эффективна, если она  будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ  удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

       Алгоритм  работы социального  педагога с неблагополучной  семьей

    1 этап: изучение семьи и осознание  существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

    2 этап: первичное обследование жилищных  условий неблагополучной семьи

    3 этап: знакомство с членами семьи  и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

    4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь  семье, изучение их действий, вывод

    5 этап: изучение причин неблагополучия  в семье, ее особенностей, ее  целей, ценностных ориентаций

    6 этап: изучение личностных особенностей  членов семьи

    7 этап: составле6ние карты семьи

    8 этап: координационная деятельность  со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

    9 этап: составление программы работы  с неблагополучной семьей

    10 этап: текущие и контрольные посещения  семьи

    11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

       Изучив  исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей я выделила следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представила в виде схемы:

       

       

       

         

         

       

       

       

       

       

       

       

       

Заключение

       В ходе работы над проблемой «успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.

       Проанализировано  современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что  негативно отражается на ситуации в обществе.

       Изучены особенности социализации детей  из неблагополучных семей, мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные  планы, основываясь на модели собственной  семьи и это  порождает увеличение неблагополучных семей.

       Выявив  виды дезадаптации ребенка из неблагополучной  семьи, мы пришли к выводу, что причины  не в структуре семьи, а в неправильном стиле  семейного воспитания и  нарушении типа родительско – детских отношений.

             Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей, мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

       

       

         

         

       

       

       

       

       

       

       

         

         Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

    • раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
    • определение причин неблагополучия семьи;
    • осуществление информационной помощи семье;
    • организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

       при координационно – организационной  помощи со стороны  социального педагога. 
 
 
 
 
 

    БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988
  2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001
  3. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.
  4. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
  5. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. типы родительского поведения // Завуч 1998 № 2
  6. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985
  7. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
  8. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы). – М., 2004
  9. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987
  10. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
  11. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
  12. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4
  13. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002
  14. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998
  15. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004
  16. Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004
  17. Организационнаяи социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
  18. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003
  19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
  20. Семья. Социально – психологические и этические проблемы:Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990
  21. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998.
  22. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
  23. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.
  24. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
  25. Социология семьи: Учебник/ Под. ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. –  М., 2005
  26. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.. 2002
  27. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999
  28. Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и   М.С. Мацковского . М., 1994

Информация о работе Содержание работы социального педагога с неблагополучной семьей