Социология молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:03, реферат

Описание работы

1. Социология молодёжи - отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, особенности образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность молодёжи, выполнение её различными группами своих социальных ролей, место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.

Содержание

Молодёжь как социально-демографическая группа, её положение в социальной структуре общества.
Место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.
Особенности социализации молодёжи в современных условиях. Государственная молодёжная политика.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Во многом отмеченные характеристики молодёжной субкультуры  связаны с преходным этапом в  развитии общества. Однако негативные тенденции могут быть преодолены только при своевременном и активном вмешательстве государства.

Основным средством решения молодёжных проблем является разработка и осуществление продуманной, целостной политики, направленной на создание условий, которые позволили бы молодёжи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.

3. Молодёжи свойственен сложный и противоречивый процесс социализации. Характерными особенностями нынешнего поколения молодых людей является ускоренная их акселерация, раннее физическое, половое развитие и замедленное социальное развитие, неполнота социального статуса, профессионально-квалификационного становления.

Основная проблема современной социализации молодёжи - ножницы между объективными (материальными, биологическими, социальными и психологическими) предпосылками раннего формирования молодых людей как личностей  и объективными процессами замедления (отодвинутостью в более старший возраст) практического включения преобладающей части молодых людей в трудовую жизнь и тем самым обретения реальных социальных ролей. Таким образом, для молодёжи характерна незавершённость её становления как субъекта социальной системы.

В результате смены  поколений происходит не только процесс  простого воспроизводства социальной структуры, но и обновление всей системы  общественных отношений. В переходном обществе накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтами, с отрицанием устаревшего, отжившего. Молодёжь здесь играет важную роль. Основное противоречие в сфере социализации молодёжи - это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.

В переходном обществе социализация молодого поколения приобрела  следующие особенности:

  • Изменился характер воспроизводства молодёжью родительского поколения. Молодые люди оказались в условиях, когда для успешной адаптации к современной социальной среде необходимо не сколько усвоение, сколько отрицание опыта старших.
  • Изменились механизмы социализации. Снизилось влияние традиционных агентов социализации - семьи, школы, государства и расширяются контакты молодёжи с новыми социальными посредниками - средствами массовой информации и коммуникации, новыми политическими партиями и общественными организациями, различными религиозными течениями.
  • Ухудшилось по многим позициям социальное положение молодого поколения: снизился жизненный уровень и материальные возможности большинства семей, рыночные отношения в экономике привели к появлению безработицы и её росту особенно среди молодёжи и т.д.
  • Отсутствие у общества чётких ориентиров своего развития особо негативно сказалось на молодёжи, так как в отличие от старших поколений у неё ещё нет социального опыта, чтобы объективно оценить происходящие в обществе процессы и наметить свои цели в жизни.

Кардинальные  изменения в постсоветском обществе особенно сильно сказались на трансформации  ценностных ориентаций современной  молодёжи. Уже в начале 90-х гг. социологические исследования отмечали коренную переориентацию молодёжи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Социологические исследования, проводившиеся в Республике Беларусь в 1999 г., показывают, что приоритетные места в системе ценностных ориентаций молодых людей занимают дружба, любовь, жизнь, её безопасность, получение профессионального образования, карьера, высокий социальный статус, материальное благополучие, деньги. Ценны также полезные связи, выгодные знакомства, развлечения, получение удовольствий. Наименее ценными оказались труд, птриотизм и национальное достоинство. Таким образом, ценностные ориентации современной молодёжи прагматичны, приземлены, обладают повышенными материальными притязаниями.

Молодёжь, с одной  стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой - сам этот процесс связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что существенным образом сказывается на социализации молодого поколения. В переходном обществе молодёжь оказалась в пародоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится их жертвой.

Противоречия  между новыми возможностями и  отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям  в поведении молодёжи. Социальные проблемы молодёжи - занятость, доступ к получению образования, жилищная проблема, досуг, зависимость от родителей и другие, отягощаются сложностью самореализации, поиска своего места при вступлении во взрослую жизнь. Как следствие - рост в молодёжной среде преступности, алкоголизма, наркомании, числа разводов и др.

Таким образом, молодёжный фактор во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Поэтому политика государства по отношению к детям, подросткам и молодёжи должна строится так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию.

Государственная молодёжная политика - это особое направление в деятельности государства, целью которого является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив.

Анализ государственной  молодёжной политики в Республике Беларусь даёт возможность выявить некоторые характерные тенденции:

  1. Реформирование системы образования и переподготовки молодёжи, направленное на формирование нового стиля мышления, основ экономического поведения для успешного выполнения новых социальных ролей в условиях рыночной экономики.
  2. Создание необходимых материальных и экономических условий для сохранения преемственности в работе основных государственных и негосударственных структур, обеспечивающих жизнедеятельность общества, с учётом дальнейшего развития научно-технического прогресса, внедрения новой техники, изменения условий и содержания труда.
  3. Использование соответствующих экономических и моральных стимулов с целью создания мотивационных основ для переключения миграционных потоков молодёжи в социально-значимые отрасли и регионы республики.
  4. Создание необходимых правовых и финансовых возможностей для самостоятельного решения молодёжью своих проблем, развития инициативы и предприимчивости: открытия своего дела, строительства жилья и т.д.
  5. Расширение возможностей для обмена опытом и знаниями с молодыми людьми из ближнего и дальнего зарубежья: упрощение въезда и выезда граждан, заграничные стажировки, учёба в других странах и т.п.
  6. Создание системы стимулирования, материального и морального поощрения талантливой и творческой молодёжи, развития национального искусства и культуры.

Пути решения  молодёжных проблем лежат в совершенствовании  всей системы государственной молодёжной политики как на уровне принципов, так  и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти. Успешная реализация молодёжной политики находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодёжи.

Таким образом, изучая проблемы формирования молодёжи как группы населения, играющей наиболее активную роль в дальнейшем развитии общества, генерируя новые научные  идеи, позволяющие понять и объяснить неоднозначные процессы, протекающие сегодня в молодёжной среде., социологическая наука вносит свой вклад в разработку государственной молодёжной политики.

Информация о работе Социология молодежи