Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ семейного воспитания.
Задачами данной работы являются:
• Выявить понятие семьи, определить ее основные социальные функции;
• определить понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;
Введение..………………………………………………………………………3
Глава 1.Семья и её социальные функции……………………………………6
Глава 2.Семейное воспитание в развитии ребёнка..…….……………...…..12
Глава 3. Ошибки семейного воспитания…………………………………….18
Глава 3. Социализация детей и подростков в семье…………………..……24
Заключение………..…………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………..………………….....31
Приложение………………….………………………………………………..33
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка.
Также стало ясно, что воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка строится на определенных принципах, выработанных поколениями.
Каковы же условия успешного семейного воспитания?
Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.
Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений.
Список использованной литературы
1. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1989
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1997
7. Сатир В.Как строить себя и свою семью. М.,1992
8. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. — М., 1982
9. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992
10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. М., 1998
11. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985
12. Макаренко А. С. Книга для родителей. Соб. Соч. в 5 томах. Т. 4. М., 1971
13. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. История педагогики. М., 1982
14. Махов Ф.С. Кого мы растим. М., 1999
15. Нечаев А. М. Брак. Семья. Закон. М., 1999
Приложение
Образец теста для родителей:
«Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?»
1. Ваша дочь (сын) требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?
а) Выполняете просьбу и слушаете рок-музыку вместе с ней?
б) Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
в) Обещаете купить для нее портативный телевизор?
г) Записываете фильм на видеокассету, а дочери позволяете слушать рок-музыку?
2. Вы видите в своих детях:
а) Людей равных вам?
б) Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?
в) Маленьких взрослых?
г) Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?
3. Какую прическу вы носите?
а) Которая больше всего вам подходит?
б) Которая отвечает последней моде?
в) Которая копирует прическу рок-звезды?
г) Которая копирует стиль сына?
4. Поговорим о вашем возрасте:
а) Знают ли ваши дети, сколько вам лет?
б) Вы предпочитаете не замечать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?
в) Скрываете ли вы свой возраст от детей?
г) Настаиваете ли на том, что знаете больше, потому что старше?
5. Как вы одеваетесь?
а) Подражаете стилю рок-звезды, любимой дочерью (сыном)?
б) Стараетесь следовать стилю ребенка, полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?
в) Выбираете ту одежду, которая лучше вам подходит?
г) Следуете молодежной моде, потому что вы чувствуете себя моложе?
6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?
а) Посчитаете, что это его личное дело?
б) Станете подшучивать над его женственностью?
в) Скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодным?
г) Купите такую же серьгу и наденете ее?
7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы?
а) Затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
б) Уменьшите громкость?
в) Миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
г) Говорите, что музыка буквально бьет вас по голове?
8. При споре с детьми вы:
а) Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?
б) Соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
в) Оставляете последнее слово за детьми, не желая с ними ссориться?
г) Соглашаетесь с ними, если они действительно правы?
9. Дети пригласили в гости сверстников, и вы:
а) Предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
б) Составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
в) Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вас?
г) Ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что всегда рядом, на случай, если что-то произойдет?
10. Дети собираются на дискотеку, но вас с собой не берут, вы:
а) Не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?
б) Печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
в) Обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?
г) Расстраиваетесь, потому что готовились пощеголять в обновке?
11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете?
а) Чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
б) Потому что это помогает сократить разницу в возрасте?
в) Потому что это может держать семью вместе?
г) Потому что для вас это естественно?
11. Свои отношения с детьми строите так:
а) Обращаетесь с ними, как со взрослыми?
б) Обращаетесь с ними, как с маленькими?
в) Стараетесь быть их приятелями?
г) Ведете себя, так как должно родителям?
Подсчитайте ваши баллы, пользуясь таблицей
| А | Б | В | Г |
1 | 3 | 0 | 2 | 1 |
2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 0 | 2 | 1 | 3 |
4 | 1 | 3 | 2 | 0 |
5 | 2 | 3 | 0 | 1 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 1 | 0 | 2 | 3 |
8 | 3 | 1 | 2 | 0 |
9 | 1 | 3 | 2 | 0 |
10 | 0 | 2 | 1 | 3 |
11 | 3 | 2 | 1 | 0 |
12 | 2 | 1 | 3 | 0 |
В соответствии с суммой баллов вы можете определить, какова
ваша позиция по отношению к вашим детям.
МЕЖДУ 25 и 36. Вы, наверное, думаете, что весело проводить время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы взяли на себя роль приятеля собственных детей, позабыв о своей роли наставника. В результате, как считают психологи, подспудно у детей возрастает нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя, и важно осознать, что именно вы призваны быть опорой своих детей.
МЕЖДУ 24 и 14. Ваши дети, похоже, так и не знают, как же им правильно с вами держаться. Вы явно стараетесь во всем потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, а это вызовет у детей растерянность, гнев и неповиновение. Но вы зашли не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
МЕЖДУ 13 И 0. Так держать. Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся нужды и настроения своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети вас любят, уважают и, главное, видят в вас любящего и надежного родителя.
2
[1] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998, с. 75
[2] Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985, с. 124
[3] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991, с. 28
[4] Макаренко А. С. Книга для родителей. Собр. Соч. в 5 томах. Т. 4. М., 1971, с. 56
[5] Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. История педагогики, М., 1982, с. 138
[6] Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.-М.-1989,стр.292-293.
[7] Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. -М, 1910.-С. 5
[8] Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.– М., 1999. С. 31
[9] Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. — В кн.:Теория и практика социальной работы: проблемы, про-
гнозы, технологии. — М., 1992. — С. 72—73.
[10] Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М.-1997,с. 10-14.
[11] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991. — С. 158.
[12] Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — С. 25—31.
[13] Сатир В.Как строить себя и свою семью.-М.Педагогика-пресс,-
[14] Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Просвещение, 1982,с.57-59.
[15] Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 1992. — С. 70-75.
[16] Махов Ф.С. Кого мы растим. М., 1999. С. 42
Информация о работе Социальный аспект современного семейного воспитания