Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:21, курсовая работа
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что мотивация учебной деятельности у студентов ВУЗа взаимосвязана со свойствами их темперамента.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
Определение понятия молодая семья с точки зрения нормативно-правовых актов.
Рассмотрение статей и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность социально-педагогического сопровождения молодых семей.
Изучение специфики деятельности социально-педагогического сопровождения молодой семьи на примере деятельности клуба Молодая семья на базе МУСОПиМ «Молодость»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть исследования 6
§1 Понятие молодая семья. 6
§2 Актуальные проблемы молодых семей в Ярославской области – 2012. 8
§3 Актуальные социально-экономические проблемы молодых семей Ярославского региона: специфика и причины. 10
§4 Социально-психологическая ситуация в ярославской семье: специфика проблем, степень удовлетворенности семейными отношениями. 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 18
ГЛАВА 2. Эмпирическая часть исследования. 21
§1 Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей. 21
§2 Социальная работа с семьей. 23
§3 Анализ программы деятельности клуба Молодая семья. 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
Выводы по всей работе. 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 26
Во-вторых, по представлениям молодых
жителей региона в
Большинство респондентов основными причинами семейных разногласий называют причины психологического ряда. Проблемной зоной в современных молодых семьях становится неумение жить рядом с другим человеком, незнание супругами основ поведения в трудной ситуации. Следовательно, одна из самых распространѐнных причин распада семей - это неумение строить позитивные отношения как внутри семьи, так и с ближайшим ее окружением.
У многих респондентов выражена мотивация на участие в программах социально-психологического сопровождения молодой семьи. Результаты исследования показывают, что молодые супруги осознают необходимость развития у себя личностных качеств и навыков для построения счастливой семьи, таких, как умение разрешать споры, не доводя их до конфликта, стремление идти на компромиссы.
В-третьих, многие участники исследования не считают свою семью социально защищенной. Более половины респондентов вынуждены получать материальную помощь от своих родителей. По мере увеличения возраста опрошенных и социализации оптимизм респондентов становится более сдержанным.
Молодые семьи отмечают недостаточную
информированность о
Молодое поколение видит также
важную роль государства в социально-
Таким образом, исследование показывает
необходимость дальнейшей работы в
рамках реализации программ и проектов,
направленных на поддержку и помощь
молодым семьям в адаптации к
новым жизненным задачам и
современным социально-
Важным элементом такой работы должна оставаться профилактика проблем молодых семей путем подготовки молодежи к будущей семейной жизни, создания условий для приобретения практических навыков воспитания; укрепление и становления молодой семьи психолого-педагогическими, информационными и консультационными методами и приемами, позволяющими гармонизировать отношения внутри семьи, снизить количество разводов, помочь молодоженам пройти период адаптации.
§1 Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей.
Российская
молодежь как наиболее мобильная
часть общества стремится в полной
мере реализовать свой потенциал, полнее
интегрироваться в новые
Детство и юность сегодняшних молодых пришлись на сложный период, когда многие родители боролись лишь за физическое выживание своих семей, а дети чувствовали себя обузой. Это ощущение, также как и недостаток заботы, внимания, семейного тепла, они взяли во взрослую жизнь. Было бы неверным, связывать современный кризис семьи только с периодом реформ 1990-х годов, поскольку многие проблемы идут из советского прошлого, когда государство по отношению к семьям с детьми порой проявляло и гиперопеку, и равнодушие одновременно. Кроме того, государство, пытаясь жестко регламентировать межличностные отношения, в том числе и в сфере секса, способствовала их стагнации. И сегодня, как отмечает В.Т. Лисовский, рождение новой сексуально-эротической культуры лишь только начинается, общество находится в негативной фазе этого процесса. Для этой фазы «характерно не столько рождение нового, сколько выход из подполья подавленного, агрессивного и уродливого старого. Дикий секс, как и дикое первоначальное накопление» вызывает в обществе чувство разочарования и опустошенности. Если в советский период роль секса сводилась к репродуктивной функции, то сегодня значительная часть населения, и прежде всего молодежь, рассматривает секс с гедонистических позиций, видя весьма слабую связь между сексом и созданием семьи, накладывающей значительные обязательства на молодого человека. Из словаря молодых людей, да и многих СМИ исчезло слово любовь, одно из главных слов человеческой цивилизации, его заменило слово секс, а у некоторых людей возникло ощущение синонимичности этих понятий.
В интимной сфере человечества сегодня наблюдается битва мнений и фактов, то, что одним кажется совершенно недопустимым, другие воспринимают как современное и заслуживающее одобрения, идет ли речь об однополых браках, нетрадиционных семьях, отношениях без обязательств и т.д. Российское общество захлестнули волны насилия и порнографии, вред которых огромен, эмоциональному здоровью населения наносится непоправимый урон. От этого зла невозможно скрыться, ведь даже общероссийские телевизионные каналы порой демонстрируют недопустимые сюжеты, а популярные молодежные радиостанции выливают на населения ушаты пошлости, пропагандируя низменные инстинкты. Именно на таком информационном фоне вынуждена строить свои семьи современная молодежь.
Сегодня большинство
молодых людей стремятся
Нельзя забывать, что жизнь в семье, наряду с радостью и счастьем, несет заботы и трудности, необходимость жертвовать своими интересами ради интересов семьи. Помимо значительных материальных затрат, сопряженных с родительскими обязанностями (а мы знаем, что в материальном отношении семьи с детьми живут заведомо хуже, чем семьи без детей), воспитание детей накладывает множество ограничений и требует значительных физических усилий, к которым молодые люди готовы не всегда. В стране еще низок уровень медицинских услуг, а особенно родовспоможение и выхаживание новорожденных, наблюдается острая нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Общественное мнение все еще принимает порядок вещей, при котором нежеланные дети передаются на воспитание государству. Не будучи ханжами, нам следует признать, что раньше в основе желания заключить брак лежало не только желание общения с любимым человеком и стремление иметь семью и детей, но и необходимость организовать свою сексуальную жизнь в рамках, одобренных обществом. Сегодня же сексуальные отношения среди молодежи отнюдь не тождественны семейным. Кроме того, сегодня молодежь сама стремится обеспечить свою старость, и не они помогают родителям, а родители своим взрослым детям.
§2 Социальная работа с семьей.
Проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую поддержку семей. Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единой психологической концепции, единого теоретического подхода к семье и происходящих в ней процессов, механизмов, обеспечивающих ее стабильность и устойчивость.
Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.
В рамках одного из направлений семья изучается как малая группа (М. Земская, В. П. Меньшутин, Е. В. Криченко, В. А. Терехин и др.). Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп.
В исследованиях данного подхода можно выделить тенденцию рассматривать семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.
Другое направление дает нам возможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психотерапии. При этом существуют исследования семьи как системы и в рамках социальной психологии. Так Е. В. Антонюк [12], Ю. Е. Алешина и Л. Я. Гозман [19] предлагают уйти от поиска ведущей деятельности семьи к рассмотрению системы жизнедеятельности семьи. Тем самым исследователи углубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию (хотя в данных исследованиях - только в системе деятельностей). О. С. Сермягина также отмечает методологическую важность изучения семьи как целостного феномена.
Однако и эти попытки не дают окончательного ответа на вопросы, как происходит становление семьи, что является основой единства членов семьи, что обеспечивает устойчивость семьи во времени и успешность ее функционирования.
Следует отметить, что семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением.
Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей, ее составляющих.
Совокупность
вышеизложенных теоретических построений
дает основания для того, чтобы
рассматривать семью как
§3 Анализ программы деятельности клуба Молодая семья.
Выводы по всей работе.
Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи