Социально-педагогическая реабилитация детей группы социального риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:25, методичка

Описание работы

Рост социального сиротства, снижение воспитательного воздействия семьи актуализируют потребность в социальной и социально-педагогической реабилитации подрастающего поколения. Но понятие «социально-педагогическая реабилитация» еще не стало общепринятым, освоенным специалистами учреждений социальной защиты и образования.
В настоящее время из-за отсутствия единой системы реабилитации структурные компоненты реабилитационного процесса не имеют возможность обеспечить комплексность, преемственность реабилитационного процесса в силу отсутствия единой законодательной базы, общей методологии комплексной реабилитации, отсутствия координации между учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты.

Работа содержит 1 файл

социальная реабилитация.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

 

 

Социально-педагогическая реабилитация детей группы социального риска

 

Одна из важнейших задач социального  правового государства – защита прав и свобод ребенка, материнства  и детства. Особым приоритетом является забота о той категории граждан, которые в силу сложившихся обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию.

Сегодня, как и во времена А.С. Макаренко, среди деструктивных  факторов «трудного» детства главенствует безнадзорность, беспризорность, безродность и обезличенность. Чем хуже жизнь взрослых, тем гибельнее она сказывается на детях. Тяготы взрослой жизни, вторгаясь в детство, разрушают его. И наступает время, когда дом и семья перестают быть источником благополучия и радости. Оказываясь во власти обстоятельств, непонимания, недоверия к миру взрослых, дети ломают сложившиеся нормы бытия и ищут иные пути, обычно на улице, в сообществе себе подобных. Несмотря на невыносимые условия и тяготы, с которыми порой сталкиваются эти дети, свою уличную жизнь они считают вполне нормальной.

Глубоко понимая детскую психологию, А.С.Макаренко отмечал, что в подавляющем большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем положение детей сирот. Предательство со стороны взрослых наносит ребенку непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря веры в людей, в справедливость. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны домашней жизни, становится благодатной почвой для собственных неудач.

          Рост социального сиротства, снижение воспитательного воздействия семьи актуализируют потребность в социальной и социально-педагогической реабилитации подрастающего поколения.  Но понятие «социально-педагогическая реабилитация» еще не стало общепринятым, освоенным специалистами учреждений социальной защиты и образования.

         В настоящее  время из-за отсутствия единой системы реабилитации структурные компоненты реабилитационного процесса не имеют возможность обеспечить комплексность, преемственность реабилитационного процесса в силу отсутствия единой законодательной базы, общей методологии комплексной реабилитации, отсутствия координации между учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты.

        Повысить реабилитационный потенциал российского общества позволит координация взаимодействия всех институтов воспитательного пространства, а в идеальной модели  - интеграция их реабилитационных воздействий.

         Интеграция образовательной, воспитательной, оздоровительной деятельности представляет собой сложную, многоуровневую систему взаимодействия педагогов, воспитателей, психологов, врачей, социальных работников, взаимную адаптацию технологий обучения, воспитания и лечения, синхронизацию их в режиме жизнедеятельности ребенка.  Это возможно только в условиях системы преемственности личностного развития ребенка, в едином социально-реабилитационном воспитательном пространстве.

         В  современной научно-методической литературе представлено многоплановое содержание  социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Так, А.И.Алексеева, О.Л.Кабачек раскрывают возможности реабилитации средствами искусства и культуры, В.И.Столяров - средствами физической культуры и спорта, А.Л.Рева, В.В.Юртайкин представляют сюжетно-ролевую модель реабилитации.

         Создание и реализация программ социально-педагогической реабилитации в воспитательном пространстве невозможна без учета личностных ресурсов ребенка. Под личностными ресурсами понимается совокупность физических, психических, творческих и других способностей, позволяющих в той или иной степени формировать потребности в самоактуализации, самореабилитации, самоорганизации.  

        Генетически понятие «реабилитация» происходит от слова «абилитация» (лат. habilitas – пригодность, способность)

         Под абилитацией в науке понимается комплекс мер (услуг) направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи. Абилитация направлена на совершенствование ресурсов  саморазвития человека, а так же на развитие тех способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки.

         Реабилитация (лат. rehabilitation – восстановление; от лат. re – приставка, означающая «вновь», «снова», habilitas – пригодность, способность) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а так же социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.

       Л.В. Мардахаев выделяет 7 видов  реабилитации: медицинская, педагогическая, профессиональная, психологическая, психосоциальная, социальная, инвалидов.

       Л.И. Акатов  выявляет 5 видов реабилитации: комплексная (инвалидов), медицинская, психическая, педагогическая, социальная.

       В словаре – справочнике по социальной работе различают 8 видов реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, трудовая, бытовая, спортивная.

         В науке не сложилось единого представления о содержании социальной реабилитации.  

         Так с позиции социальной педагогики (Л.В.Мардахаев) социальная реабилитация определяется как «система мер, направленная на восстановление у человека социального опыта – реализация программ, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; комплекс медико-психологических, педагогических, социально-правовых  мер. Цель которых – возрождение социально-дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического, нравственного здоровья, социального статуса.

        В понимании социальной работы социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность); изменении социального статуса (пожилые граждане, переселенцы, беженцы, безработные и др.); девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и др.)

       Цель социальной реабилитации – восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации.

       Таким образом, понятие «социально-реабилитационная деятельность» по своей сути имеет много общего с  понятиями «образование», «педагогический процесс», «обучение» и «воспитание», «педагогическая деятельность».   

      Методологические принципы социальной реабилитации.

  • Принцип гуманизма и научного оптимизма – предполагает веру в ребенка, в его будущее, в развитие его личностного потенциала.
  • Принцип объективности и научности – акцентирует внимание на изучение развития личности ребенка, имеющего жизненные трудности или ограничения. При этом необходимо понимать не только общие законы развития личности, но и специфические особенности, связанные с влиянием на них как первичных, так и вторичных дефектов ил внешних факторов.
  • Принцип детерминизма – объясняет, что все феномены жизнедеятельности индивида порождены комплексом объективных и субъективных причин.
  • Принцип развития – формируется в тезисе, что все психические и личностные  процессы и особенности ребенка находятся в становлении. Причем основным условием развития является осуществление им разнообразных видов деятельности.
  • Принцип единства сознания и деятельности – (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется.
  • Принцип системности и комплексности  - требует, чтобы изучение ребенка проводилось регулярно, через определенные интервалы времени.
  • Принцип индивидуального и личностного подхода – означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
  • Принцип эффективности требует – чтобы все принимаемые меры носили адресный характер.

     Программы социальной реабилитации должны строится в строгом соответствии с этими методологическими принципами. Они обязаны помочь развитию ребенка, безболезненному вхождению в социальную жизнь. Необходимо также, чтобы они опирались не только на достигнутый уровень развития, но и на выявление и включение резервов, т.е. учитывали не только негативные аспекты личности, но и ее положительные свойства.

     Эффективная программа  социальной реабилитации основывается  на объективной информации об  особенностях развития ребенка  (в том числе и с отклонениями  в развитии). Чтобы иметь подробную  информацию нужно установить  причинно – следственные связи в развитии и формировании личностных свойств ребенка, выявить факторы и условия как отрицательного, так и положительного влияния на этот процесс.

     Необходимо учитывать,  что в программах социальной  реабилитации должны развиваться и исследоваться все стороны развития личности ребенка.

     Конечный результат  социальной реабилитации – достижение  запланированных целей, когда  ребенок, прошедший комплекс реабилитационных  услуг, вливается в социально-экономическую  жизнь, избавившись от комплекса неполноценности.

Средства реабилитационного воздействия

  • Различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая).
  • Психологическая помощь (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия)
  • Специальная помощь (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия – музыкотерапия, библиотерапия, танцевально-двигательная терапия, проективное рисование, средства массовой информации и т.д.)
  • Предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления, спецоборудование, литература, произведения искусства, медиаинформационные средства, средства массовой информации и др.)

         Социальная реабилитация реализуется только в совместной деятельности ребенка и взрослого. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основные виды деятельности, в которых дети и подростки наиболее полно развиваются и которые составляют основу преемственности личностного развития ребенка – игра, учение, труд. Осознание ребенком себя в рамках совместной деятельности со значимым взрослым расширит возможности его реабилитации педагогическими средствами. К таким людям они стремятся сами сознательно и неосознанно и ждут встречи с ними.

          Мир  детства и мир взрослых – равноценные части человеческого бытия, взаимно дополняющие друг друга. Пора признать: наша педагогическая деятельность в мире детства изобилует ошибками, которые трудно понять и объяснить чем-либо, кроме непрофессионализма. Здесь тоже нет ничего случайного. Мы позволили себе отказаться от того ценного, что называли «уникальным педагогическим опытом», и с ним низвергли живую педагогику. Пора возвращаться к нашим истокам, чтобы с позиции опыта подвижников защиты и реабилитации детства выявить позитивные стороны педагогического наследия, которое способно послужить примером воспитания подрастающего поколения в сложившихся условиях российской действительности.

     

Литература 

      1.  Акатов Л.И   Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

     2.  Морозов В.В. Антология реабилитационо-педагогического опыта. М., Изд. Академический Проспект, 2004

     3.  Бандура А. Подростковая агрессия / М., 2000

     4.  Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.

     5.  Поддубная  Т.Н.  Справочник социального педагога: защита детства в Российской  Федерации. Ростов-на-Дону, Изд. Феникс., 2005.

     5.  Рогов Е.И. настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

     6.  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., - 1996.

     7.  Столяренко Л.Д.  Педагогическая психология.- Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, 2004.

          

 




Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей группы социального риска