Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:58, реферат
Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются, как бы, результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой. Они побуждают человека к активности, стимулируют и реагируют эту активность, устанавливают каждый раз рамки поведения.
Введение.
Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются, как бы, результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой. Они побуждают человека к активности, стимулируют и реагируют эту активность, устанавливают каждый раз рамки поведения.
Социально –
эмоциональное развитие – это
процесс, усвоения ребенком ценностей,
традиций, культуры общества, в котором
ему предстоит жить, а также умение
выражать свои эмоции, воспринимать и
понимать эмоциональное состояние других
людей, проявлять к ним доброжелательное
отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Социально – эмоциональному развитию ребенка способствует научение правильному пониманию эмоционального проявления радости, грусти, страха, гнева, удивления и других эмоций, и выявление причин этих эмоций, что позволяет проявлять себя адекватно ситуации, в которую попадает ребенок (сочувствие, сопереживание, радость). Каждому человеку надо научиться выражать свои эмоции и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и с взрослыми, а также затрудняет накопление социального опыта познания окружающего.
Особую актуальность эта проблема представляет для детей с нарушением зрения, т.к. важную роль в развитии общения и накопления социального опыта познания играет зрительный анализатор, который в процессе социальной адаптации несет информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии собеседника. Невозможность или затрудненность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника детьми с нарушением зрения, приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, вызывает трудности формирования социальных эмоций, существенно затрудняет процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками, отражается на эмоциональном развитии, а следовательно, не позволяет детям с нарушением зрения успешно интегрироваться в общество нормального видящих сверстников.
У детей со зрительной патологией, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, в результате чего дети не замечают и не воспринимают эмоциональные состояния собеседника, не могут адекватно выражать свои эмоции. Воспроизведение мимики лица для значительного числа детей с нарушением зрения является достаточно трудным. Они часто принимают одно и то же выражение, что говорит об отсутствии у них ощущения мимических движений из-за малого чувственного опыта. Не владея мимикой лица, они не могут показать свое эмоциональное состояние. При глубоких нарушениях зрения у детей наблюдается амимичность, отсутствие мышечных ощущений выразительных движений. Недостаточная обобщенность и четкость представлений о невербальных средствах выражения затрудняет детям устанавливать связь между позой и мимикой и характеризовать объекты как выражение определенных видов эмоционального состояния. Все это говорит о необходимости специально коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющие зрительные нарушения, направленной на обучение способам выражения своих эмоций и, на этой основе, умений воспринимать и понимать выразительные движения, как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и в общении.
При выборе приемов и методов формирования уровня социально – эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо исходить из того, что развитие эмоций ребенка, а также накопление социального опыта происходит в процессе общения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровой деятельности и, в частности, наиболее успешно это осуществляется в процессе театрализовано – игровой деятельности. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно – ролевой игре. В последней ребенок свободен в передаче изображения особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояния, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения.
Современный ребенок, в жизни которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации, привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличии от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже самостоятельного чтения). Поэтому, эти игры не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию исскуства художественного слова, умение вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависят от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе специально организованной коррекционно – педагогической работы.
Бедность мимики лица у дошкольников с нарушениями зрения свидетельствуют о том, что дети не могут спонтанно в процессе общения между собой или с взрослыми усваивать ее элементы на основе подражания.
Они не видят
необходимости в использовании
экспрессивных средств
С этой целью были разработаны занятия, при составлении которых использовались игры и занятия, разработанные Минаевой В.М., Петровой Т.И., а также театрализованные игры, разработанные Артемовой Л.В.
Занятия были сгруппированы в два раздела. В первый раздел входило пять занятий.
Цели занятий первого раздела включали в себя: ознакомление дошкольников с нарушением зрения с основными эмоциями; научение детей различению эмоций по схематическим изображениям; воспроизведение заданного эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств; научение детей понимать свои чувства и чувства других людей и умение рассказывать об этом; развитие эмпатии, чувства долга; воспитание доброжелательного отношения к животным.
В водной части занятий первого раздела с детьми проводились: беседы на тему: «Что такое радость»; беседы по сказкам: «Теремок», «Волк и семеро козлят», в процессе которых дети вспоминали, когда герои этих сказок переживали горе, как они справлялись с горем. Чтение и обсуждение отрывок из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», в которых автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Совместное рассматривание иллюстраций, герои которых переживают чувство страха, в процессе которого, детям предлагалось вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассматривание пиктограмм, изображающих эмоции страха, удивления, при этом внимание детей обращалось на расположение бровей, глаз, рта.
Основная часть
занятий первого раздела
После этого, детям предлагалось найти пиктограммы с изображением проигранных эмоций. В процессе занятий дети рассказывали о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились, после которых они выбирали пиктограмму изображающую это эмоциональное состояние.
В заключительной части занятий с детьми проводилась игра «Хоровод» на развитие эмоциональной эмпатии.
На занятиях второго раздела полученные детьми знания углублялись и закреплялись. Цель занятий второго раздела включали в себя: расширять представления детей об эмоциях; продолжать знакомство детей с пиктограммами; развивать пантомимические и мимические навыки; развивать эмпатию, воображение, фантазию; пробуждать детей к активному участию в театрализованной игре; привлекать детей к проигрыванию мини-сценок; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; учить оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощрять стремление детей подражать положительным героям.
Эффективность
проведения целенаправленного, специально
– организованного обучения с использованием
дидактических приемов развития эмоций
и накопления социального опыта у дошкольников
с нарушением зрения, подтверждается данными
контрольного эксперимента, который показал,
что дети с нарушением зрения стали более
правильно демонстрировать эмоциональные
состояния. Мимика и пантомимика у детей
стали немного выразительнее. Дети стали
правильно воспринимать графические изображения
эмоций, глубже понимать себя и окружающих
людей, замечать и воспринимать эмоциональные
состояния сверстников и взрослых, оказывать
им помощь. У них стали чаще наблюдаться
эмпатийные проявления по отношению
к окружающим. У дошкольников с нарушением
зрения появилась адекватная реакция
на различные явления окружающей жизни.
Федеральное агентство образования
государственное
высшего профессионального
Томский государственный педагогический университет.
«Развитие эмоций
и социального опыта у детей
с нарушением зрения, в процессе
театрализованной
деятельности».
Таким образом,
результатом контрольного эксперимента
позволяют сделать следующие
выводы: уровень социально –
Информация о работе Социально-эмоциональное развитие детей с нарушением зрения