Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:09, контрольная работа
Пространство социальное — форма существования общественного бытия, представляющая собой совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека. Первоначально под данным понятием подразумевалось народонаселение страны.
1.Понятие социального пространства.
2.Семья в социальном пространстве
3. Виды и типы семей.
4. Основные принципы семейного воспитания
5. Внешние и внутренние факторы влияющие на семейное воспитание.
6.Правовые основы семейного воспитания
Вопросы для самоконтроля.
Источники:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Факультет инновационных технологий машиностроения
КCP № 1
по дисциплине
Основы педагогики и психологии
Тема . Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание.
Выполнил:
Яцишин Николай Олександрович
Специальность ТЭА
Курс 3
Группа № 2
Проверил:
Преподаватель Лантух Т.В.
Гродно
2012
Содержание.
1.Понятие социального пространства.
2.Семья в социальном пространстве
3. Виды и типы семей.
4. Основные принципы семейного воспитания
5. Внешние и внутренние факторы влияющие на семейное воспитание.
6.Правовые основы семейного воспитания
Вопросы для самоконтроля.
Источники:
Пространство социальное — форма существования общественного бытия, представляющая собой совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека. Первоначально под данным понятием подразумевалось народонаселение страны.
Общество характеризуется сложным строением и разнообразными взаимоотношениями. Внутреннее устройство общества, совокупность его элементов и взаимосвязей между ними называют социальной структурой.
Главными элементами социальной структуры являются: индивиды; социальные общности и социальные институты,
Все элементы социальной структуры переплетены сложными, разнообразными и многочисленными взаимосвязями и отношениями.
Социальными общностями называют группы людей, объединенных общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Классифицируют социальные группы по следующим трём показателям: по степени устойчивости, по размерам, по содержанию.
Так, по степени устойчивости различают:
- неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным Характером и слабым взаимодействием между людьми (театральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, туристическая группа и т.п.);
- группы средней устойчивости (трудовой коллектив, школьный класс);
- устойчивые общности (нации или классы).
По размерам также выделяют три основных группы.
- большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои и т.д.).
- средние социальные общности — жители Москвы или всей Московской области; работники такого гиганта-автозавода, как МАЗ и т.п.
- малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, семью, коллектив работников небольшого кафе или магазина, учебную группу в техникуме.
Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения.
Наряду с индивидами и социальными общностями в структуру общества входят социальные институты. В процессе взаимодействия людей складываются и закрепляются на практике определенные традиции, взгляды, правила, нормы, образцы поведения и организационные формы общественной жизни. С этим и связано понятие социальных институтов.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие подобные установления в обществе всё это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институциональных форм. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни.
2.Семья в социальном пространстве.
Семья - институционная общность, складывающаяся на основе брака. Это малая группа, члены которой объединены общей заботой о потомстве и находятся в непосредственном личном общении.
В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Выделяют следующие функции, которые выполняет семья:
- хозяйственно-экономическая, предусматривающая ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;
- репродуктивная, связанная с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;
- воспитательная, направленная на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;
- коммуникативная - организующая внутрисемейное общение, взаимосвязь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами.
- реактивная - направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности, создание условий для занятий спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи;
- а также создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи.
В настоящее время существует множество классификаций семей, обусловленных разными критериями: по составу, по структуре, по количеству детей, по характеру взаимоотношений.
Семья (при благополучных обстоятельствах) является доминирующим институтом воспитания ребенка. Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей. По мере сил родители и близкие в семье дают им знания о природе, обществе, профессиях, формируют опыт творческой деятельности. Особое место занимает нравственное воспитание, и в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и Милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи .
В зависимости от форм брака:
-моногамная семья — состоящая из двух партнёров
-полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
-Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх
-Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
В зависимости от пола супругов:
-однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
-разнополая семья
В зависимости от количества детей:
-бездетная, или инфертильная семья;
-однодетная семья;
-малодетная семья;
-среднедетная семья;
-многодетная семья.
В зависимости от состава:
-простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
-элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
-полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
-неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
-составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
-сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимости от места человека в семье:
-родительская — это семья, в которой человек рождается
-репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам
В зависимости от проживания семьи:
-матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
-патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
-неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
4. Основные принципы семейного воспитания.
Основными принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил:
- запрещение физических наказаний,
- запрещение читать чужие письма и дневники,
- не морализировать,
- не говорить слишком много,
- не требовать немедленного повиновения,
- не потакать и др.
Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Стили семейного воспитания. Существуют два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой методики у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.
При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые, обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.
К типам неправильного воспитания относят:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен сам себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.
Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.
Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.
Воспитание по типу «золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.
При «жестком воспитании» за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением.
Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание