Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Пространство социальное — форма существования общественного бытия, представляющая собой совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека. Первоначально под данным понятием подразумевалось народонаселение страны.

Содержание

1.Понятие социального пространства.

2.Семья в социальном пространстве

3. Виды и типы семей.

4. Основные принципы семейного воспитания

5. Внешние и внутренние факторы влияющие на семейное воспитание.

6.Правовые основы семейного воспитания

Вопросы для самоконтроля.

Источники:

Работа содержит 1 файл

педагог.doc

— 89.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

 

Факультет инновационных технологий машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

КCP № 1

по дисциплине

Основы педагогики и психологии

 

Тема . Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Яцишин Николай Олександрович

Специальность  ТЭА

Курс  3

Группа №  2

 

Проверил:

Преподаватель Лантух Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно

2012

 

 

 

Содержание.

 

 

 

1.Понятие социального пространства.

2.Семья в социальном пространстве

3. Виды и типы семей.

4. Основные принципы семейного воспитания

5. Внешние и внутренние факторы влияющие на семейное воспитание.

6.Правовые основы семейного воспитания

Вопросы для самоконтроля.

Источники:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие социального пространства.

Пространство социальное — форма существования общественного бытия, представляющая собой совокупность конкретных условий жизнедеятельности, определяющих уровень взаимодействия общества с природой, характер регулирования общественных процессов и явлений, меру самоосуществления и развития человека. Первоначально под данным понятием подразумевалось народонаселение страны.

Общество характеризуется сложным строением и разнообразными взаимоотношениями. Внутреннее устройство общества, совокупность его элементов и взаимосвязей между ними называют социальной структурой.

Главными элементами социальной структуры являются: индивиды; социальные общности и социальные институты,

Все элементы социальной структуры переплетены сложными, разнообразными и многочисленными взаимосвязями и отношениями.

Социальными общностями называют группы людей, объединенных общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Классифицируют социальные группы по следующим трём показателям: по степени устойчивости, по размерам, по содержанию.

Так, по степени устойчивости различают:

- неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным Характером и слабым взаимодействием между людьми (театральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, туристическая группа и т.п.);

- группы средней устойчивости (трудовой коллектив, школьный класс);

- устойчивые общности (нации или классы).

По размерам также выделяют три основных группы.

- большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои и т.д.).

- средние социальные общности — жители Москвы или всей Московской области; работники такого гиганта-автозавода, как МАЗ и т.п.

- малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, семью, коллектив работников небольшого кафе или магазина, учебную группу в техникуме.

Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения.

Наряду с индивидами и социальными общностями в структуру общества входят социальные институты. В процессе взаимодействия людей складываются и закрепляются на практике определенные традиции, взгляды, правила, нормы, образцы поведения и организационные формы общественной жизни. С этим и связано понятие социальных институтов.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие подобные установления в обществе всё это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институциональных форм. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни.

2.Семья в социальном пространстве.

Семья - институционная общность, складывающаяся на основе брака. Это малая группа, члены которой объединены общей заботой о потомстве и находятся в непосредственном личном общении.

В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Выделяют следующие функции, которые выполняет семья:

- хозяйственно-экономическая, предусматривающая ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

- репродуктивная, связанная с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;

- воспитательная, направленная на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;

- коммуникативная - организующая внутрисемейное общение, взаимосвязь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами.

- реактивная - направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности, создание условий для занятий спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи;

- а также создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи.

В настоящее время существует множество классификаций семей, обусловленных разными критериями: по составу, по структуре, по количеству детей, по характеру взаимоотношений.

Семья (при благополучных обстоятельствах) является доминирующим институтом воспитания ребенка. Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей. По мере сил родители и близкие в семье дают им знания о природе, обществе, профессиях, формируют опыт творческой деятельности. Особое место занимает нравственное воспитание, и в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и Милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

 

3. Виды и типы семей.

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи .

 

В зависимости от форм брака:

-моногамная семья — состоящая из двух партнёров

-полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

               -Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

                -Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

 

В зависимости от пола супругов:

-однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

-разнополая семья

 

В зависимости от количества детей:

-бездетная, или инфертильная семья;

-однодетная семья;

-малодетная семья;

-среднедетная семья;

-многодетная семья.

 

В зависимости от состава:

-простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

         -элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

                  -полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

                  -неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

         -составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

-сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

 

В зависимости от места человека в семье:

-родительская — это семья, в которой человек рождается

-репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам

 

В зависимости от проживания семьи:

-матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

-патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

-неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

 

 

4. Основные принципы семейного воспитания.

Основными принципами семейного воспитания являются:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил:

- запрещение физических наказаний,

- запрещение читать чужие письма и дневники,

- не морализировать,

- не говорить слишком много,

- не требовать немедленного повиновения,

- не потакать и др.

Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Стили семейного воспитания. Существуют два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой методики у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые, обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

К типам неправильного воспитания относят:

Безнадзорность, бесконтрольность — встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен сам себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.

Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу «золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

При «жестком воспитании» за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением.

Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание