Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа
Сегодня в РБ в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя белорусская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.
Введение……………………………….……… ……………………….3
Глава 1. Характеристика и особенности процесса ранней социализации семьи....................................................................................................................6
1.1. Понятие «социализация». Этапы, особенности социализации…6
1.2. Семья как институт социализации…………………………....…13
Глава 2. Проблемы раннего развития…………………………………….…18
2.1. Потенциальные возможности ребенка……………………..……18
2.2. Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие
личности ребенка. Принципы воспитания ребенка…………………20
Заключение………………………………………………………………..…..26
Список литературы……………………………………………………….…..29
Мы сделали следующие выводы. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека.
Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Во второй главе мы изучили и проанализировали проблемы социализации детей до 3 лет. Период раннего развития ребенка – время развития мозговых клеток ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем детстве.
Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать его «я». Детский мозг имеет способность впитывать информацию в больших количествах, но при этом особое предпочтение отдается той, которая интересна ребенку. Очень важно развить интерес ребенка к получению новых знаний, который в дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума взрослого человека.
В раннем детстве развиваются и другие способности ребенка: желание что-то создавать, стремление к познанию и преобразованию окружающего мира. Это важно для развития интеллекта и формирования характера ребенка. Мозг ребенка в раннем детстве очень пластичен, способен усвоить одновременно системы мышления 2-х языков. Поэтому возраст от 1 года до 3 лет сензетивен для обучения ребенка иностранным языкам.
Музыкальный слух, физические навыки формируются как раз в этот период. Необходимо заниматься с ребенком спортом, начинать водить его в художественную или музыкальную школу.
Чтобы развитие личности ребенка было гармоничным, важно обеспечить ему благоприятную среду, которая играет первостепенную роль в ранний период. Она развивает способности к определенной профессии, пробуждает интерес к занятиям родителей.
Впечатления и воспоминания раннего детства формируют образ мыслей, мировоззрение взрослого человека. Задачи родителей – обеспечить самые благоприятные эмоции об этом периоде. Ведь большинство комплексов и страхов человека свое начало берут именно из раннего детства.
Ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет необходимо учить рассуждать, оценивать, воспринимать. Родители – эталон для малыша, их поведение должно быть образцовым, чтобы ребенок впитывал и усваивал только хорошие качества.
Все отрицательные эмоции ребенка всегда имеют причину: голод, усталость, боль. Родители должны выяснить ее и предотвратить последующие вспышки детской раздражительности.
В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему-либо. Иначе можно добиться обратного эффекта: ребенок возненавидит это занятие. Лучше пробудить заинтересованность, желание самому заняться этим делом.
Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым.
Список литературы
1. Андреева А.Д. Готов ли ребенок к детскому саду // Вестник образования. – 1998. - №1.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. - с.376.
3. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Наука, 1993. – с. 452.
4. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 1994. - с. 658. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.
6. Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.
7. Зарецкая И.Н. Цель воспитания – личность, готовая к взаимодействию со средой // Директор школы. – 2003. - №2.
8. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
9. Каган В.Т. Школьная готовность // Семья и школа. – 1989. - №7.
10. Крылов Е.П. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - №9-10.
11. Крючков В.К. Не смейтесь над этой любовью. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №6.
12. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 1989. - с. 113.
13. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - №4.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика, Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. - с.200
15. Рахматшаева В.А. Проблемы … но чьи? // Семья и школа. – 1989. - №8.
16. Селезнева Е.В. «Главная педагогия – родительский дом» // Семья и школа. – 1989. - №7.
17. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Минск.: Современное Слово, 1998. - с.276.
18. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 1991. - с.50
19. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1987. - с.666.
20. Суслова О.В. Психоанализ и воспитание // Вестник психоанализа. – 1999. - №2.
21. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996. – 256.
22. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб произведений / Сост., науч. ред., вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Посвящение, 1990. – 448 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960.
2