Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:56, реферат
СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ. С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра периодической печати
СМИ и их влияние на развитие
личности детей и подростков
Подготовила:
Студентка 4 курса 1 группы
Специальность «Печатные СМИ»
Введение
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (далее СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение.
Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.
СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ. С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.
Телевидение
XX столетие по праву
считают веком автомобилей,
На протяжении последних
десятилетий телевидение
СМИ являются также источниками
пошлой информации, порнографии. В телевидении
транслируется множество
Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
В 2010 году социологической
лабораторией Краснодарского края было
проведено социологическое
Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься. В то же время глубинный (факторный) анализ показывает, что телевидение для молодых людей является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки. Отношения молодёжи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем учащийся, проживающий в Красноярском крае, ежедневно видит не менее 10 сцен насилия; вопреки сложившемуся мнению, согласно которому молодежь предпочитает смотреть агрессивные сцены, большинство респондентов (80% опрошенных) относится к подобным сценам равнодушно либо их отвергает. Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.
Особенно чувствительны к влиянию телевидения молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.
В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.
Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.
Пресса
Всё большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.
Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.
На сегодняшний день среди белорусских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.
Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета.
Согласно опросам
Интернет
Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.
Одним из негативных эффектов
глобальной компьютерной сети является
широкое распространение
Одним из негативных эффектов
глобальной компьютерной сети является
широкое распространение
Информация о работе СМИ и их влияние на развитие личности детей и подростков