Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:53, реферат
Этот метод обучения предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
Педагогика
Словесные методы обучения.
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нём этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения.
Основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Словесные методы обучения относятся к первой группе методов.
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
Во время рассказа-изложения
преподаватель раскрывает содержание
новой темы, осуществляет изложение
по определенному логически
Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.
Для преподавания
в модели дистанционного обучения достаточно
действенный способ, хотя не слишком
усовершенствованные речевые
Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.
В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения и др.
Условиями эффективного
проведения лекции является четкое продумывание
и сообщение плана лекции, логически
стройное и последовательное изложение
одного за другим всех пунктов плана
с резюме и выводами после каждого
из них и логическими связями
при переходе к следующему разделу.
Не менее важно обеспечить доступность,
ясность изложения, объяснить термины,
подобрать примеры и
Подобным методом легче всего пользоваться с помощью аудио кассет, а также с помощью видео техники, а также спутникового телевидения, однако можно еще лекцию прилагать с помощью конспекта, книги и компьютерного пакета.
В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.
Вопросы к беседе
должны быть достаточно емкими для
целостного восприятия. Слишком большое
дробление темы на вопросы разрушает
логическую ее целостность, а слишком
крупные вопросы становятся недоступными
для обсуждения обучаемыми. Вопросы
не должны требовать от учащихся односложных
ответов. Преподаватель может
Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.
В то же время
возможны и весьма желательны при
достаточной подготовленности обучаемых
беседы, в ходе которых они под
руководством преподавателя сами отыскивают
возможные ответы на проблемные задачи.
Подобные методы обучения в данном
случае могут представлять только достаточно
активную переписку преподавателя
с обучаемыми. Иначе этот метод возможен
при дистанционном обучении только на
время сессии. Но при этом следует учитывать,
что некоторые обучаемые просто нуждаются
в подобных методах
обучения.