Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:30, реферат
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку "заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений".
Одним из самых важных показателей уровня развития речи является словарный запас ребенка, активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного словарного запаса в несколько раз.
Поэтому перед тем, как приступить к занятиям, в которых большое место будет отводиться словарной работе коррекционной направленности, мы проверим каков уровень развития активного и пассивного словарного запаса учеников 1 "Б" класса (2007\08 уч. г.).
Для этого мы использовали 2 методики: методика "Определение активного словарного запаса" и Методика "Выяснение пассивного словарного запаса" (Прил.1,2).
Полученные результаты представлены в Приложении 10. Из них видно, что большинство учеников имеют средний уровень развития активного словарного запаса, есть ученики имеющие очень высокий уровень, но есть и ученики имеющие низкий уровень развития активного словарного запаса.
Методика определения уровня развития пассивного словарного запаса показывает, что большинство учеников класса имеют средний уровень, есть дети с очень высоким уровнем пассивного словарного запаса. И более 20% учеников класса имеют низкий уровень развития пассивного словарного запаса.
Дальнейшая наша работа будет заключаться в коррекционной направленности словарной работы на уроках чтения и русского языка. Конспекты занятий представлены в приложениях 3-9. Так же в Приложении представлены варианты наглядных пособий, разработанные специально для детей с нарушением зрения.
В качестве демонстрационного и раздаточного материала я иногда использую объемные игрушки. Демонстрационный объемный материал должен быть крупным, яркой расцветки. Учителя начальных классов часто используют на уроках сказочных героев, обычно это плоскостная, небольшого размера модель, которая крепится к доске. В моем классе это просто нельзя применять. Я использую большую ручную куклу “Хрюша”, которая не просто весит, а двигается. Хрюша делает ошибки, а дети исправляют, он читает веселые стихи собственного сочинения, но иногда он одевает очки, превращаясь в умного и объясняет новую тему (очки придумала для того, чтобы дети моего класса не комплексовали - ведь даже у Хрюши они есть).
У значительного количества детей моего класса нарушено восприятие цвета. Формы и степени расстройства цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения. У них наблюдаются ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов, поэтому работа по “ленте букв", составление схемы слова на обучении грамоте даются с трудом. Я разрешаю подходить ближе, еще раз проговариваем, вспоминаем характеристики звуков и букв.
В учебниках, раздаточных средствах наглядности изображения имеют разную степень контрастности, многие из них недоступны для восприятия. Дети недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветные изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят не цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.
Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию предметов и их элементов, так как дети более полно характеризуют именно многоцветовые изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия компенсируется сохранностью других функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов. Это свидетельствует о необходимости применения красочных иллюстративно-графических средств наглядности.
По окончании работы для того, что бы доказать нашу гипотезу необходимо еще раз проверить уровень развития словарного запаса учеников 1 "Б" класса (2007\08 уч. г) (Прил.10). Сравнивая результаты до и после проведения коррекционной словарной работы, мы видим значительное повышение уровня словарного запаса и соответственно уровня развития речи среди учащихся класса.
Таким образом можно сказать, что ранняя коррекционная работа может помочь в преодолении задержки в речевом развитии и приблизиться к уровню нормы.
2.2 Методические рекомендации учителям по проведению словарной работы в 1 классах коррекционных школ IV вида
В результате нашей работы мы разработали рекомендации, которые помогут педагогам на уроках чтения и русского языка в 1 классах коррекционных школ IV вида правильно организовать словарную работу.
Занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, по развитию инициативной связной речи проводится по группам и индивидуально в интересной для них ситуации - при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.
В процессе коррекционной работы воздействия осуществляют все педагоги, дублируя игровую и речевую деятельность детей.
Занятия детей с депривацией зрения по обучению инициативной связной речи разбиты на три группы - рассказы детей по восприятию, памяти, воображению.
Обязательным этапом на занятиях всех специалистов и учителей являются гимнастика для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций: цветоощущение, цветовосприятие и другие. Для реализации этого этапа используем игры, которые решают не только речевые, но и зрительные задачи, а также задачи, направленные на развитие психических чувств (игры и упражнения на пространственные представления и умения словесно обозначать пространственное положение; упражнения для мелкой моторики и зрительно - двигательной координации (штриховка, обводка, мозаика, графические диктанты, дорисовка по точкам, и др.; задания на умение понимать изображения перспективы и озвучивать их при рассматривании сюжетных картинок: что находится на переднем плане, на заднем, что выше, что ниже и т.д.).
При проведении занятий особое внимание обращаем на возможность использования имеющегося зрения и развития сохранных анализаторов (пользуемся основными рекомендациями: дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используем рельефные картинки, "волшебные муфточки", наборы игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построение слогов, слов, предложений. Для лучшего восприятия и усвоения необходимых знаний используем не только иллюстрации, но и поделки самих детей.
Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении (варианты представлены в Приложении);
Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;
Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;
Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей на максимально возможном удалении, определяемом индивидуально, от рассматриваемого объекта, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см - не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:
выбор адекватного фона;
выбор оптимального цвета;
постоянное использование указки для уточнения;
ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.
Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).
Таким образом, в таких специально организованных условиях речь становится средством познания, она начинает играть огромную роль в формировании личности ребенка.
Заключение
В ходе нашей работы мы убедились и доказали, что ранняя коррекционная словарная работа на уроках чтения и русского языка в 1 классе коррекционных школ IV вида способствует тому, что уровень речевого развития учащихся с нарушением зрения приближается к норме.
В качестве экспериментальной базы нами была выбрана область изучения предметов "Чтение" и "Русский язык" в 1 классе. Свое исследование мы проводили на базе ГОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 IV вида" г. Пскова, 1 "Б" класс (2007\08 уч. г)
В 1 главе мы изложили теоретические основы речевого развития учащихся с нарушением зрения, показали как нарушение зрения влияет на уровень развития речи и рассмотрели принципы и содержание словарной работы в коррекционной школе IV вида, рассмотрев взгляды таких ученых как К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, М. И Земцовой, Ю.А. Кулагина, В.В. Виноградова и др.
Во второй главе мы говорили об особенностях словарной работы в 1 классах ГОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 IV вида" г. Пскова. Разработали задания для уроков чтения и русского языка в 1 классе с коррекционной направленностью словарной работы. Перед тем как проводить занятия, мы провели исследование, в котором выяснили уровень речевого развития учащихся класса. Для доказательства нашей теории мы так же провели исследование уровня развития речи учащихся после проведения занятий.
После того, как мы получили положительные результаты (уровень речевого развития учеников повысился), мы разработали методические рекомендации для учителей 1 классов коррекционных школ IV вида, которые помогут педагогам правильно организовать словарную работу на уроках чтения и русского языка.
Данная работа будет полезна не только учителям начальных классов коррекционных школ IV вида, но и всем, кто работает со слабовидящими детьми.
Список литературы
А.В. Прудникова. О системе упражнений по лексике русского языка. "Русский язык в школе", 1968, № 1, стр.46.
Аргунова В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2004. - 478 с.
Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 8. - 1999.
Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей: (учеб. - метод. пособие) / Л.С. Волкова; Рос. гос. пед. ун-т им.А.И. Герцена [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л., 1991. - 44 с.
Григорьева Л.П., Филин В.А., Плихтунов И.Я. Восприятия контраста изображений слабовидящими школьниками // Дефектология - 1972. - № 2. - С.3.
Дорохина А.Э. Использования кинофильма на уроке русского языка в школе для слабовидящих // Дефектология - 1971. - № 5. - С.59.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // "Русский язык в школе". - 1997. - 5. С.8-15.
К.Д. Ушинский. Избранные произведения, вып.1. Родной язык в начальной школе. М. - Л., Изд-во АПН РСФСР, 1946, стр.69.
Кулагин Ю.А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969
Лукошевичене А.Л. Особенности формирования смысловой стороны речи у слабовидящих дошкольников. - М., 1987. - 17 с.
Лурье Н.Б. Особенности усвоения чтения слабовидящими учащимися нормально развивающимися и с задержкой психического развития // Дефектология - 1979. - № 2. - С.52. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников, "Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена", 1968, т.344, 1970, т.420
Романова - Сироткина И.М. Зрительное различение изображений слабовидящими школьниками // Дефектология - 1971. - № 1. - С.21.
Соколова А.В. Наглядность на уроках коррекции в начальной школе для слабовидящих // Дефектология - 1970. - № 5. - С.44.
Цукерман И.В. Скорость восприятия различных форм речевой информации в норме и при нарушении слуха и зрения // Дефектология - 1969. - № 3. - С.23.
Чигринова И.П. Развитие речи слабовидящих учащихся. - Киев: Рад. шк., 1983. - 120 c.