Сквернословие и его последствие

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:05, реферат

Описание работы

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.
В истории русского народа есть пословица, известная всем: “Встречают по одежке – провожают по уму”.

Работа содержит 1 файл

Русский.docx

— 27.12 Кб (Скачать)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«Тюменский государственный  нефтегазовый университет»

Институт транспорта

Отделение НПО и СПО

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Сквернословие и его последствия

 

 

 

Выполнил: Данилевич Е. Н.

Проверил: Казакова И. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Введение

    Речевая культура  – один из компонентов общей  культуры человека. Как и другие  слагаемые культуры, она прививается,  воспитывается и требует постоянного  совершенствования. Без речевой  культуры не может быть современного  образованного человека.

    В истории русского  народа есть пословица, известная  всем: “Встречают по одежке –  провожают по уму”. Она особенно  точно указывает на то обстоятельство, что в человеке прежде всего необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек.

    “Словом можно  убить – и оживить, ранить  – и излечить, посеять смятение  и безнадежность – и одухотворить”, - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский. Духовно богатый человек не  позволит себе обидеть слабого,  унизить робкого, сказать непристойность.

    Но, к большому  сожалению, уровень речевой культуры  в последнее время стал резко  снижаться. Все чаще и чаще  в повседневной жизни приходится  сталкиваться с бранными и  вульгарными выражениями. Сквернословие  становится привычкой. Одно из  составляющих сквернословия –  мат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Мат в нашей стране  знаком многим. Область распространения  мата с каждым годом становится  все шире – он уже звучит  со сцены, с трибун, им пестрят  страницы газет, журналов. В статье  “Мат в переплете”, опубликованной  в “Правде”, Н. Потапов пишет:  “Когда мат “в законе”, легитимизирован – это для всех облегчение. Если при дамах и детях звучит что-нибудь “грязное”, рыцарски настроенному юноше или человеку чести постарше вовсе не надо в гневе сжимать вспотевшие кулаки, думать о звонком соприкосновении собственной ладони со щекой матерщинника. Это недемократично! Да и опасно”.

    Как же следует  все это понимать? Значит, когда  человек матерится, он выражает  уважительное отношение к собеседнику?  Это должно радовать его, быть  приятным? А если воспринимается  как неуважение, оскорбление?

Эти и другие вопросы возникли у нас, когда мы прочитали в  газете “Оракул” статью “Наш мир, проклятьем заклейменный”. Она заставила задуматься о том, что невинная привычка употреблять  бранные слова, – это признак  особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного  разложения.

    В своей книге  “Раздумья” (1991г.) в главе “Словесный  мир в цвете” Д.С.Лихачев писал:  “А ведь бывает и так, что  человек не говорит, а “плюется”  словами. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность”.

    Употребление  бранных слов и выражений следует  рассматривать не просто как  речевой сор, но и как нарушение  норм человеческого общения. Издревле  матерщина в русском языке  именуется сквернословием – от  слова “скверна”.

  В Толковом словаре  В.И. Даля сказано:

    “Скверна – мерзость, гадость, пакость, касть, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержения; смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

  Многие задумываются  над вопросом: что же такое  сквернословие -  порок или  болезнь? Вопрос этот, на наш  взгляд, поставлен не совсем правильно.  Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить),- безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив таких слов. Некультурная речь оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы случайно не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

 

  Нам всем следует  понимать опасность тотального  распространения сквернословия,  которое в последнее время  принимает угрожающие черты и  формы.

  Сквернословие охватило  почти все возрасты. В детском  саду подчас не знают, что  делать с малышом, живущим среди  некультурных людей. Он учит  “родному языку” всю группу. Не раз нам доводилось слышать,  как, играя в футбол, подростки  12-16 лет общались друг с другом, используя в основном ругательства. Они как будто забыли, что существует  другая лексика. Нельзя  забывать, что Родной язык – это язык, на котором мы говорим с  самого раннего детства. Это  язык народа, к которому относит  себя человек. Это язык его  дедов и прадедов, его матери  и отца. Вся жизнь человека, его  радости и печали, сказки и  песни неразрывно связаны с  родным языком. В родном языке  весь народ и вся его родина. Наш язык – жизнь нашего  народа, его прошлое, настоящее  и будущее! Разве способность  сквернословить впитали люди  с молоком матери? Разве на  этом языке в младенчестве  нам пели песни?

  Нет, оперировать скверными  словами люди научились в процессе  общения, ведь сквернословие охватило  все стороны речи: его можно  услышать не только от пьяниц, не только, как пишет А.И. Солженицын, “при посадке на загородный автобус, но и задушевных беседах”.

  Ругательства стали  выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными “вот”, “значит”, “так сказать”. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты. Сквернословие стало печальным знаком нашей речи.

Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко  проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под  наркозом, ругаются интеллигентные люди.

  Проблему сквернословия  изучают лингвисты, психологи,  педагоги, но, к сожалению, пока  еще недостаточно и не так  пристально, как этого требует  сама ситуация. Известен словарь В.И. Даля, отражающий “блатную музыку”. Существует множество словарей, фиксирующих подобную лексику. И не только у нас. В издательстве “Галэкуэлл” вышло исследование Джеффри Хьюза “Сквернословие: социальная история нецензурных выражений, ругательств и борьбы в Англии”. Автор ведет летопись английской бранной лексики от англосаксонской древности – эпической поэмы “Беовульф” – до современности. Последний бастион лексической цензуры в странах английского языка пал в начале 60-х годов, когда были реализованы “Тропик Рака” Генри Миллера и “Любовник леди Чаттерли” Д.Г. Лоуренса, изобилующие словами – табу. Сегодня, делает вывод исследователь, в англоязычной литературе деление языка на цензурные и нецензурный утратило всякий смысл.

  Позволим себе не  согласиться с последним выводом.

  Разумеется, не из  словарей черпают говорящие не  самые лучшие слова, но раз  уж все это вошло в словари,  из непечатного стало печатным, бороться с этой бедой становится еще труднее.

  Кстати, некоторые писатели, даже когда напрямую пишут  о сквернословии, умело “гримируют”  запретные слова. Например, рассказ  Леонида Соболева “Индивидуальный  подход” целиком посвящен сквернословию,  но самого сквернословия в  нем почти нет, так что быть  или не быть цензуре  решает  не общество и не государственные  структуры, а сам писатель.

  “Гений и злодейство  – две вещи несовместные”, - писал  Пушкин. А скверное слово –  разве не злодейство? В народе  говорят, что страшный нож не  за поясом, а на конце языка.  От плодов наших уст мы и  получаем по заслугам: либо благоденствие,  либо смуту в государстве и  в душе каждого. Матерная ругань  есть явное проявление зла  в человеке. И все, для кого “мат” и “матерь” едины, должны помнить, что они добровольно служат сатане. Диавольские силы, устремившиеся погубить православную Русь, делали и делают все, чтобы народ наш сам себя осквернял. Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар – человеческий язык.

  Демократизация общества  привела к тому, что люди стали  свободнее выражать свои мысли,  смелее принимать участие в  обсуждении общественно значимых  вопросов, речь стала раскованнее.  Но вместе с тем свободу  слова многие восприняли как  вседозволенность. Многочисленные  употребления бранных слов, названия  частей человеческого тела, известных  физиологических процессов представлены  очень часто на страницах газет  и журналов в скабрезных анекдотах, в речи политиков, деятелей культуры. В этом мы видим проявление особого зла, особой речевой агрессивности, направленной против естественной стыдливости нормального человека и особенно тлетворно воздействующей на молодежь. Некоторые люди сквернословят в минуты гнева или раздражения и оправдывают это тем, что так они смогли расслабиться. Но сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность. Увы! Мы действительно не умеем расслабляться, не владеем всем спектром прекрасных возможностей расслабиться. А в этом спектре  умение ярко мечтать, и высочайшее спортивное напряжение, и занятия музыкой, и рукоделие, и рисование. Расслабляться совсем не значит пить пиво и вино и сквернословить.

  Как же бороться  с теми, кто сквернословит? Стоять  на улице и хватать за рукав  бранящихся прохожих? Это, конечно,  нереально. Но пресечь сквернословие  внутри семьи, класса, группы можно.  Даже в самой ужасной среде  есть люди, к которым грязь  не пристает, есть на кого опереться,  с кем вместе противостоять  злу. Когда человек говорит  матерные слова, он не только  оскверняет, пачкает свои уста, но  и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины,  наводит их на дурные мысли  – сеет зло, даже когда сам  этого не осознает.

  Вспомним слова А.И.  Солженицына, сказанные по другому  поводу: “Пусть это приходит в  мир и даже царит в мире, - но не через меня”. Человек  может через свою речь влиять  на состояние языка. Не нужно  бояться быть белой вороной.  Если человек за всю свою  жизнь не произнесет ни грубого,  ни резкого, ни ядовитого, ни  грязного слова – значит, он  уже сделает великое дело: через  свою речь хоть немного, но повлияет на состояние национального языка – конденсатор национальной совести.

  В октябре 1992 года  в Киеве проходила филологическая  конференция. Тогда же была  организована экскурсия по городу  с посещением небольшого монастыря  Фрола и Лавра. Участникам конференции  посоветовали зайти в часовенку  к знаменитой матери Марии:  “Может быть, мать Мария вам  что-нибудь скажет!» Мать Мария  обратилась к молодому человеку  лет восемнадцати: “Не сквернословь! Потому что, когда человек говорит  плохие слова, от него отлетает  ангел”. Вот, оказывается, каким  сильным образом избавляли наших  предков от желания сказать  словцо! Защиты не будет. Крыла  не будет над тобой. Человеку  всегда поможет “небесный кремль”,  будь только достоин этой помощи.

   В древности говорилось, что каждое сказанное нами  слово “плоть бысть”. Внушалось, что “есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши”. А вот совет Иоанна Златоуста: “Если в вас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать переходить в слова”. Значит, прятать ругательство в глубь души тоже не дело.

  Вы спросите: “Проводится  ли какая-то борьба со сквернословием  в нашем лицее?” Да, конечно.  Члены Общества любителей Российской  словесности проводили специальную  акцию “Мир без сквернословия”, старшеклассники писали сочинения  на тему “Как вы относитесь  к сквернословию?”, мы проводили  анкетирование. Вот некоторые  из ответов лицеистов:

Ученица 11 класса Лаврова  Ольга:

- Я думаю, что создать  речь без  сквернословия невозможно, как невозможно создать магнит  с одним полюсом. Если каким  бы то ни было способом искоренить  все бранные слова, то общий  уровень культуры не повысится,  просто нецензурными будут считаться  другие слова.

А вот ученица 9 класса Шалыгина Мария считает по-другому:

- Конечно же, сквернословие  является проблемой общества, а  особенно  современной молодежи. Ведь слова-вульгаризмы уже прочно  вошли в наш язык. Я отношусь  к этому неодобрительно. Ведь  у нас есть великий и могучий  русский язык, язык Пушкина и  Лермонтова и всех наших прекрасных  писателей и поэтов. И вовсе  нет никакой необходимости добавлять  в свою речь множество глупых, ничего не значащих, а иногда  некрасивых слов. Я считаю, можно  иногда украсить свои веские  аргументы “ядреным словцом”, но  нельзя же ругаться “по-черному”, как зачастую сейчас и происходит в кругу молодежи.

  Некоторые ученики  считают, что попытка очистить  нашу речь от скверных слов  успехом не увенчается:

- Вообще сквернословие  – это составляющая часть нашей  жизни и с этим ничего не  поделаешь. Например, был создан  закон, запрещающий пить алкогольные  напитки на улице, но он ничего  не дал. Как люди пили, так  и пьют. (Михалев Александр)

Другие же, наоборот, не теряют надежды:

- Если каждый человек  задумается над тем, что говорит,  и поймет, что речь культурная  повышает не только мнение  окружающих о человеке, но и  повышается его самооценка, таким  образом, мы можем избавиться  от сквернословия навсегда! (Селезнева  Людмила)

Одни настроены крайне негативно:

- Я очень отрицательно  отношусь к сквернословию. Мы  мало задумываемся о его вреде,  а стоит. Сквернословие – это  первый шаг к растлению, а  отсюда открыт путь и к более  тяжелым преступлениям. (Финогенова Ольга)

Информация о работе Сквернословие и его последствие