Система высшего образования Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С детства японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип «пожизненного найма» дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.

Работа содержит 1 файл

бол процес.docx

— 36.53 Кб (Скачать)

Первоначально это учебное  заведение, основанное в 1872 г., представляло собой колледж для подготовки специалистов по развитию Хоккайдо. Среди  его выпускников немало энтузиастов, внесших огромный вклад в освоение острова. Неизгладимый след оставил  д-р Уильям Кларк, который преподавал здесь всего один год - с 1876 г. по 1877 г. Доктор Кларк оказал глубокое влияние  на своих студентов не только своими знаниями в области сельского  хозяйства и других наук, но и  силой своей личности и глубиной христианской веры. Прощальные слова доктора Кларка: «Ребята, дерзайте!» - высечены на постаменте его бюста, стоящем в студенческом городке.

Анализ статистических данных позволяет  выявить приоритетные направления  подготовки специалистов системой образования  Японии. Это: социальные, инженерные, гуманитарные науки, образование и здравоохранение.  
Государственные вузы отличаются, как правило, лучшим условиями обучения, что предопределяет и различия в качестве подготовки специалистов. Государственным университетам принадлежит ведущая роль в подготовке специалист высшей квалификации – магистров и докторов в области естественных, технических, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических наук. Более половины научных сотрудников, работающих в высшей школе Японии, концентрируется в государственных и муниципальных вузах, поглощающих большую долю средств, выделяемых высшей школой на научные исследования. Все это позволяет сделать вывод о ведущей роли государственных университетов в японской высшей школе.  
      Учебный год в Японии продолжается с апреля по март; составляя 310 учебных дней или 35 учебных недель.

    Университетские учебные планы включают разделы, дающие общую подготовку, подготовку по иностранным языкам, физическую и профессиональную. Определение обязательных предметов и дисциплин по выбору студента регулируется каждым университетом.

    Общеобразовательные предметы, иностранные языки и дисциплины физической подготовки изучаются обычно на первом и втором курсах.      учебные группы по этим дисциплинам большие, занятия проводятся в поточных аудиториях. Основные предметы изучаются на третьем и четвертом курсах. Учебные группы по этим предметам сравнительно не большие. Как правило, занятия организуются в форме семинаров, лабораторных и практических занятий, курсового проектирования.  
      Обучение в университетах ведется на японском языке, хотя небольшое число курсов последипломного обучения читается на английском.

    В университетах принята семестровая система, экзамены проводятся обычно в сентябре или октябре после летних каникул и в январе или феврале после зимних. Экзамены в основном письменные, но вместо них можно представлять доклады или обзоры.

    В университетах Японии принята система зачетных единиц для получения степени бакалавра, например в Токийком технологическом университете, необходимо получить 130 зачетных единиц. Одна зачетная единица соответствует лекционным занятиям (одно учебное занятие – 45 мин).  
для семинарских занятий одна зачетная единица соответствует 30 занятиям в семестр. При выполнении лабораторных работ, практических занятий одна зачетная единица соответствует 45 мин занятий еженедельно в течение семестра Оценки базируются на полученных студентом в ходе экзамена баллах и результатах письменных работ, при этом учитывается также посещаемость занятий. Оценки подразделяются на «отлично»  «хорошо» «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» или соответственно А, В, С, 0.

Программы финансовой помощи студентам  обеспечивается Японским стипендиальным фондом, который поддерживается правительством. Кроме того, студенты получают финансовую помощь от местных органов власти, бесприбыльных организаций и  самих учебных заведений.

  Японский стипендиальный фонд обеспечивает стипендиальными займами способных студентов, которые испытывают финансовые затруднения. Стипендиальные займы бывают двух типов: беспроцентные и долгосрочные (до 35 лет) под низкий процент.

   Школы последипломного обучения «дайгакуин» предлагают курсы, ведущие к степени магистра (срок обучения 3 года) и степени доктора (обычно продолжительностью 5 лет, за исключением медицины и стоматологии – 4 года). Студентам, успешно закончившим эти последипломные курсы, при выполнении определенных требований может быть присвоена степень магистра или доктора.

    Цели последипломного обучения уточнялись дважды: в 1974 и в 1983 гг. до недавнего времени последипломные школы функционировали главным образом как институты подготовки преподавателей для вузов и исследователей. Тем не менее некоторые последипломные школы успешно готовили высококвалифицированных профессионалов и обеспечивали переобучение инженеров-практиков. В этих школах осуществлялась образовательная и исследовательская деятельность, которая соприкасалась с практикой бизнеса промышленности. Для поступления в них претендентам приходится преодолевать высокий конкурс.

   Чтобы не отстать от развития науки и техники, правительство учредило в 1990 г. Хокурикуский последипломный университет науки и техники и выразило намерение учредить в г. Нара еще один последипломный университет науки и техники. Хокурикуский последипломный университет науки техники начал работать в октябре 1990 г., а прием студентов был организован в апреле 1992 г. Оба последипломных университета являются независимыми в выборе тематики научных исследований.

   В связи с возрастанием требований в обществе поднят уровень образовательной и исследовательской деятельности университетов. Большая часть государственных, муниципальных и частных вузов стремится создавать последипломные школы, отделения и курсы.

 

 

Условия приема иностранцев  в вузы Японии

 

Студент-иностранец, желающий поступить в один из университетов  Японии, должен иметь 18 полных лет, аттестат об окончании средней школы у  себя на родине, документ, подтверждающий, что он прошел, как минимум, 2-х  семестровую подготовку по японскому  языку у себя на родине. Подача заявления  о приеме в университет происходит в период с июня по август каждого  года.

Студенты-иностранцы должны подавать свои заявления заблаговременно  с учетом времени на пересылку.

К приему должны быть подготовлены следующие документы:

  • заявление;
  • биография;
  • аттестат зрелости об окончании средней школы;
  • письмо-рекомендация от преподавателя японского языка;
  • медицинская справка;
  • фотографии;
  • финансовые и некоторые другие документы.

Приемные экзамены для  иностранцев разнятся в зависимости  от вуза, однако независимо от выбранного учебного заведения абитуриент должен иметь сертификат о сдаче квалификационного  экзамена по японскому языку, а также  сдать вступительный экзамен, единый для всех поступающих иностранных  студентов. Информацию о вступительных  экзаменах каждый абитуриент может  получить, послав непосредственный запрос в университет.

В последние годы Министерство высшего образования Японии «Момбусё» стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.

Краткосрочные варианты получения  образования в Японии ориентированы  на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает  ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в целях получения максимума  знаний за минимальное время. Гарантом приглашения студентов-«краткосрочников» выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев.

Однако в ряде случаев  гарантом могут выступать и преподаватели  вуза как частные лица.

 

 

Финансовые вопросы  обучения иностранцев в Японии

 

 Расходы на обучение предусматривают траты на оплату вступительных экзаменов, самого обучения, приобретение учебных материалов и оборудования. Первый год обучения в Японии обходится студенту-иностранцу примерно в 7–8 тыс. долларов (в зависимости от вуза эта сумма может колебаться в сторону уменьшения или увеличения в пределах 2–3 тыс. долл.). Расходы на второй и последующие годы обучения составляют 60–70% от суммы первого года обучения за счет экономии расходов на вступительный взнос.

Практически все студенты в Японии подрабатывают. За 1 час  подработки они могут получать до 10 долларов. Японское законодательство предусматривает максимум часов  работы для студента в сутки —  он составляет 4 часа в период учебного года и до 8 часов — в летние каникулы (с 1 июля до 31 августа). Другими  словами, в день студент вполне легально имеет право дополнительно зарабатывать от 40 до 80 долларов.

Прохождение производственной практики на японских фирмах для студентов-иностранцев  вполне привычное дело. Студент, желающий пройти такую практику, извещает руководство  вуза заранее о своем желании. При этом студент обязан позаботиться также заблаговременно об изменении  своего статуса пребывания в Японии, а именно: поменять в иммиграционной службе свою студенческую визу на визу "практиканта".

Основанием для подачи заявки о смене визового статуса  студента-иностранца являются 3 условия: во-первых, студент должен объяснить  в иммиграционном управлении, что  его образование требует дополнительной производственной практики после получения  определенного теоретического базиса; во-вторых, студент должен объяснить, что по возвращении на родину он будет иметь рабочее место, на котором применит практические знания, полученные в Японии; в-третьих, убедить иммиграционные службы в том, что те практические навыки, которые студент рассчитывает получить в ходе производственной практики в Японии, он не может приобрести у себя на родине.

Период производственной практики на фирмах или предприятиях Японии может продолжаться до 2-х  лет, однако за это время студент  не может рассчитывать на получение  заработной платы от предприятия, на котором стажируется. При этом студент, находящийся на производственной практике, не может дополнительно подрабатывать  ни в каких других фирмах или заведениях. Кроме того, студент, прошедший производственную практику на японском предприятии, не вправе рассчитывать на последующее трудоустройство на данном предприятии, однако он может подать заявку на рабочее место в другие фирмы или предприятия.

Особый интерес для  многих студентов-иностранцев в  Японии, конечно же, представляет вопрос о поиске работы в японских фирмах, предприятиях или учреждениях. По данным статистики, около 94% из числа студентов-иностранцев, получивших образование в вузах  страны и подавших заявки на последующее  трудоустройство, получают положительный  ответ. Иммиграционные службы, меняя  статус пребывания в Японии студента-иностранца на временного резидента, в данном случае учитывают такие факторы, как  успехи в учебе, характер будущей  работы, уровень заработной платы, на которую претендует выпускник японского  вуза, а также финансовое положение  фирмы-работодателя.

 

 

 

Заключение:

 

По своему содержанию, по своему духу, японская школа уникальна. Она никогда не была узко прагматичным средством решения каких-либо частных  проблем. Она всегда сохраняла родовую  сущность – работала в широком ценностно-смысловом контексте.

Так же была проанализировано существующее на сегодняшний день положение  дел в системе. Была описана работа учебных заведений и принципы построения учебной иерархии.

В заключение следует добавить: самое главное, что в условиях сокращения потенциальных абитуриентов и повышения принципа соревновательности вузов каждому из них, будь он государственным или частным, необходимо определить свою стратегию, чтобы выжить, осознавая свою роль и назначение, свою индивидуальность и уникальность.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Алферов Ю.С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования // Педагогика. – 1999. - №6.
  2. Боярчук Ю.В. Высокообразованное общество: опыт Японии // Мир образования – 2002. - №3.
  3. Джуринский А.Н. Чему и как учат в Японии // Народное образование. – 2001. - №5.
  4. Латыш Н.И. Основные противоречия, тенденции и концепции развития образования в современном мире // Образование на рубеже веков. – М., 2000.
  5. Реформа высшего образования в современной Японии // Экономика и управление. - 2000. - № 1. - С.28
  6. Родиться и вырасти в Японии: Образование на островах: традиции и реформы // первое сентября. - 2001. - 13 февраля (№11). - С. 2.
  7. Чему и как учат в Японии: общество и образование / Александр Джуринский // Народное образование. - 2001. - №5. - С.251.

Информация о работе Система высшего образования Японии