Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:45, реферат
содержит полную информацию о системе высшего образования в Республике Литва: представлено краткое общее описание системы высшего образования, названы основные законы, связанные с системой высшего образования Литвы, описан процесс вхождения Литвы в Болонский процесс, перечислены некоторые проблемы современного состояния высшего образования Литвы. Также доклад содержит новейшие (по состоянию на 2012 год) статистические данные по высшему образованию Литвы, которые представлены как приложения.
Краткое общее описание системы высшего образования
Основные законы, связанные с системой высшего образования Литвы
Вхождение Литвы в Болонский процесс
Некоторые проблемы современного состояния высшего образования Литвы
4.1. Проблема взаимопризнания дипломов 4.2. Проблема регистрации филиалов иностранных вузов
4.3. Проблема языка образования
Библиография используемой литературы
Приложения
Общая структурная схема системы высшего образования Литвы
Статистические данные по высшему образованию Литвы
Прием в высшие учебные заведения
Количество выпускников в соответствии с уровнем образования
Количество учащихся на 10 000 населения
Количество государственных и негосударственных учебных заведений
План
4.1. Проблема взаимопризнания
4.3. Проблема языка образования
Библиография используемой литературы
Приложения
1. Краткое
общее описание системы
Система высшего образования в Республике Литва представлена университетами классического типа, а также политехническими и специализированными вузами.
Старейшее высшее учебное заведение Литвы — основанный в ХVІ веке Вильнюсский университет. Здесь учится рекордное в сравнении с другими литовскими вузами количество студентов – до 22 тысяч молодых людей. Вслед за ним по этому показателю идет Каунасский технологический институт, созданный в 1951 году. Об этих двух вузах стоит поговорить отдельно.
Вильнюсский университет (лит. Vilniaus universitetas) — одно из старейших высших учебных заведений в Восточной Европе. Основанный в 1579 году, он долгое время был единственным вузом в Литве.
В 1570 году здесь была организована иезуитская школа, которой принадлежали лишь несколько построек. Восемь лет спустя польский король Стефан Баторий издает указ о создании на этом месте Вильнюсской академии. В 1753 году здесь же организуется астрономическая обсерватория – старейшая в Восточной Европе и 4-ая в мире.
С присоединением Литвы к России вуз был назван Вильнюсской высшей школой, а в 1803 году он получил "императорский" титул. После восстания 1831 года, в котором участвовали профессура и студенты, по приказу царя Николая I университет был закрыт. Только в 1919 году, когда Польша получила Виленский край, университет возобновил работу. В 1919–1939 годах он именовался университетом Стефана Батория.
В 1940 году Литва становится частью СССР. Университет меняет свой уклад по образцу советских вузов. С фашистской оккупацией университет опять закрыт. Но на этот раз ненадолго, так как уже осенью 1944 года он открывает свои двери. В 1968 году был спроектирован и построен студенческий городок в районе Антакальниса. С провозглашением в 1990 году Литвы независимой университет получил автономию.
Университет составляют 12 факультетов (филологии, философии,
На 1 сентября 2009 года в Вильнюсском университете училось 22 588 студентов, из них 15 422 на дневном отделении, 7 166 – на вечернем и заочном, докторантов — 710, резидентов – 612. Педагогический персонал составляет 1 309 работников, среди них 197 профессоров и 545 доцентов.
Университет входит в ассоциацию
университетов Европы Утрехтска
В 2008 году впервые попал в мировой рейтинг университетов (единственное высшее учебное заведение Литвы и балтийских стран), заняв там 501–600-е место, общее для сотни других университетов, в 2009 году оказался в той же группе рейтинга, в 2010 году занял 501–550-е место [2].
Знаменитые выпускники Вильнюсского университета: поэт периода барокко Матей Казимир Сарбевский, автор первой литовской истории Виюкас-Колеявичус, создатель литовской письменности Константинас Си́рвидас, историки Иоахим Леле́вель, Альфредас Бумблаускас и Альвидас Никжентайтис, известные польские поэты Адам Мицкевич и Юлиуш Словацки, литовский историк и писатель-просветитель, фольклорист Си́монас Да́укантас, эссеист и литератор Лаймонас Тапинас, поэт, литературовед и переводчик Томас Венцлова, поэт и литературовед Марцелиюс Мартинайтис, литературовед Виктория Дауётите, поэтесса и переводчица Неринга Абрутите, писатель Юргис Кунчинас, дипломат Эвалдас Игнатавичюс, астроном Игорь Гаврилов.
Каунасский технологический
университет отсчитывает свою историю с 1922 года, когда в Каунасе был основан
Литовский университет, в 1930 году переименованный в университет Витовта Великого, в котором имелись факультеты
теологии, гуманитарных наук, права, математических
и естественных наук, медицины, техники.
Зимой 1940 года в Вильнюс пере
В наши дни в состав университета входит 11 факультетов (дизайна и технологии, химической технологии, экономики и управления, электроинженерии и автоматики, фундаментальных наук, гуманитарных наук, информатики механики и машиностроения социальных наук строительства и архитектуры телекоммуникаций и электроники институт-филиал в Паневежисе), 6 центров (международного образования, технологического обучения, академической успеваемости, физической культуры и спорта, машиностроительного образования, подготовки кадров и информации, научный центр микросистем и нанотехнологий) и 13 институтов (экологической инженерии, архитектуры и строительства, биомедицинской инженерии, энергетических технологий, институт Европы, военной техники, развития информационных технологий, продовольствия, материаловедения, метрологический институт, институт ультразвуковых исследований имени Баршаускаса, институт синтетической химии и институт диагностики технологических систем) [4].
Итак, в Вильнюсе и Каунасе
расположены ведущие вузы страны.
С 1944 года в столице действует Государств
Среди успешно развивающихся отраслей экономики страны одно из первых мест принадлежит сельскому хозяйству. В этом немалая заслуга Литовской сельскохозяйственной академии, с 1924 года готовящей специалистов для производства.
В Литве представлено многообразие вузов. Среди не названных выше, стоит также отметить такие ВУЗы, как: Каунасская медицинская академия, Клайпедский университет, Вильнюсский технический университет, Литовская музыкальная академия, Литовский институт физического воспитания, Литовская академия полиции, Литовский аграрный университет, Литовская ветеринарная академия [3].
Высшие учебные заведения различны по «возрасту», количеству студентов и преподавателей, своему внутреннему устройству, учебным программам, однако схожи в том, что предлагают обучение довольно высокого уровня.
В целом, техническая база литовских университетов не особенно богата, но постепенно улучшается и расширяется, в основном за счет получения дополнительных доходов и участия в различных международных программах. Литовское государство не склонно финансировать образование, и такой подход вызывает нарекания политической оппозиции (левых и центристов). Политическая элита поощряет открытость страны — литовцы имеют принципиальную возможность получать образование и повышать квалификацию почти во всех университетах мира [5].
2. Основные законы, связанные с системой высшего образования Литвы
Закон об образовании был принят в 1991. Он установил базовую структуру образовательной системы, и основания для проведения мероприятий и управления образовательными институтами (исключая колледжи и университеты) Литовской республики. Проект новой редакции Закона об образовании был подготовлен в 2002 году.
Общая концепция образования Литвы (1992) определяет основные образовательные цели: подготовка индивидуумов, которые бы руководствовались основополагающими гуманистическими ценностями; подготовка личности к последующей профессиональной деятельности, способной обучаться на протяжении всей жизни; воспитывать национальное и культурное самосознание; воспитывать граждан в соответствии с демократическими ценностями Литовской Республики.
Закон о профессиональном обучении (1997) устанавливает принципы структуры и управления системы профессионального обучения, основанной на сотрудничестве между институтами и социальными партнерами, регулирует организацию профессионального обучения.
Закон о неформальном обучении взрослых (1998) узаконил более гибкую и менее контролируемую систему обучения взрослых в Литве. Он установил систему государственного финансирования, поддерживающую неформальные образовательные программы для взрослых, финансируемые из государственных и муниципальных источников.
Закон о специальном образовании (1998) узаконил возможность получения образовательных услуг для лиц старше 21 года, предъявляющих специальные образовательные требования.
Закон о высшем образовании (2000), замещающий Закон о научно-исследовательской работе и высшем образовании (1991). Новый закон утвердил бинарную (двуступенчатую) систему высшего образования, государственный надзор, а также попечение органов Министерства высшего образования и т.п. [7].
3. Вхождение Литвы в Болонский процесс
Литва подписала Болонскую декларацию о зоне европейского высшего образования в 1999 году. Структуры уровней (ступеней) системы образования в Литве приводятся в соответствие со шкалой ISCED ЮНЕСКО (1997 год). С сентября 2001 года действует новый закон, регламентирующий введение бинарной системы высшего образования. Сегодня предпринимаются усилия сделать транснациональное образование объектом национального контроля или аккредитации. Осуществляется поиск гибких «мостов» между образованием, получаемым в колледжах (4 семестра) и университетским сектором высшей школы. Литва придерживаются близких позиций с Латвией и Эстонией относительно систем кредитных единиц, интерпретации степени доктора как высшего уровня университетского образования, двухступенчатой структуры высшего образования и направленности последнего на потребности рынков труда.
4. Некоторые
проблемы современного
4.1. Проблема взаимопризнания дипломов
В Литве функции национального
информационного центра в области
признания образования (ENIC/
Все литовские вузы работают с лицензией Лиссабонской конвенции. Дипломы признаются двусторонними соглашениями. Формально ничто не препятствует литовскому специалисту занять соответствующую должность в другой стране. По словам специалистов Литовского центра оценки качества образования: «Примитивного непризнания наших дипломов в иностранных государствах нет». Так, литовские бакалавры в Америке зачастую ценятся больше американских. Однако, нередки ситуации, когда возникает и целый ряд трудностей, например, связанных с разночтением в названии квалификации (пр., во всем мире стоматологи именуются дантистами.)
Одна из функций центра по оценке образования состоит в предоставлении информации для того, чтобы за границей была оценена и признана полученная в Литве квалификация. Однако на практике, покинув Литву, человеку с высшим образованием без «выравнивания знаний» (прохождение нескольких курсов, «доучивание» в местных вузах) пробиться нелегко [6].
4.2. Проблема
регистрации филиалов
Весьма болезненный для Литвы вопрос — регистрация филиалов иностранных вузов. Особенно по национальному признаку.
Считается, что в 2000 году
были сделаны послабления в
По словам экспертов в
Литве в настоящее время
4.3. Проблема языка образования
Одна из самых болезненных проблем для образования Литвы – это язык обучения. Начиная с 1992 года в системе образования стран Прибалтики началось интенсивное вытеснение преподавания предметов на русском языке, русский язык и русская литература стали преподаваться в школах в среднем два часа в неделю, а литература дается без учёта исторических условий и времени создания изучаемого произведения, что снижает уровень понимания учениками данного раздела предмета. В настоящий момент выбрана система билингвального образования, предусматривающая использование родного языка в качестве временного средства обучения и для перехода от одной языковой культуры к другой. С точки зрения некоторых экспертов введение этой системы уже отрицательно сказалось и продолжает сказываться на освоении предметов.
Информация о работе Система высшего образования в Республике Литва