Автор: c*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:02, реферат
Целью практики является изучение особенностей образовательного процесса в Европейском университете Виадрина.
Задачами практики являются:
1. Познакомиться с историей создания университета
2. Выделить основные преимущества университета Виадрина
3. Проанализировать образовательный процесс в EUV
4. Познакомиться с основными программами обучения в области экономики в EUV.
Введение
Образование в Германии — это прерогатива правительств Земель. Как правило, образование находится в ведении земельных министров культуры. На федеральном уровне образование координируется Конференцией земельных министров культуры. Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов. По числу студентов, выезжающих на учебу за рубеж лидером Европы является Германия. Согласно, отчету службы статистики, это обусловлено, в первую очередь тем обстоятельством, что уровень жизни студентов в Германии выше чем в других странах Европы и они могут без серьезных проблем позволить себе обучение за рубежом. Одновременно, наблюдается и обратная тенденция. В Германию приезжает на учебу все больше иностранных студентов. В 2010 году их приехало 181 тысяча, при этом каждый десятый иностранный студент в Германии из России. Популярность получения образования в Германии у российских студентов объясняется просто: обучение стоит дешевле чем в России, а заработок в Германии у студентов больше, ну и разумеется, уровень цивилизации не идет ни в какое сравнение. Так же большое число студентов приезжают из Китая, Польши, Болгарии и некоторых других стран.
Объектом исследования является «Европейский университет Виадрина».
Целью практики является изучение особенностей образовательного процесса в Европейском университете Виадрина.
Задачами практики являются:
1. Познакомиться с историей создания университета
2. Выделить основные преимущества университета Виадрина
3. Проанализировать образовательный процесс в EUV
4. Познакомиться
с основными программами обучения в области
экономики в EUV.
Система высшего образования Германии
В современном мире одной из наиболее развитых стран считается Германия. До 1991 года она была расколота на две страны: социалистическую - ГДР и капиталистическую - ФРГ. В них сложились разные системы образования, но после воссоединения Германии возникла необходимость уровнять эти системы. Реформа образования коснулась, прежде всего, бывшей ГДР и еще не завершена, все процессы находятся в развитии. Академический ландшафт Федеративной Республики привлекателен как для начинающих студентов, так и для молодых учёных. Его отличительная черта - гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных достижений науки. Всего в Германии 383 вуза, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.
Главный принцип высшего образования в Германии - "академическая свобода", поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом "академической свободы" обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.
Другой
важный принцип немецких вузов - связь
учёбного процесса и научных исследований.
В университетах ФРГ работает
много известных учёных. В лабораториях
при университетах часто
Научные и учебные процессы не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.
Сегодня
в Федеративной Республике Германии
количество студентов составляет почти
2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные
студенты. Профессорско-
При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные экзамены, и самое главное для абитуриента — успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента.
Распределением
мест на престижные специальности в
университетах занимаются не вузы,
а специальное ведомство —
«Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen». Помимо
среднего балла, ZVS учитывает также
социальные и личные причины, например,
инвалидность, семейное положение и
пр. Если средний балл оказался недостаточным,
то абитуриента ставят на очередь. После
нескольких семестров ожидания ему
предоставляют место в
Желающие учиться в институтах (Fachhochschule) подают документы прямо туда. Здесь также происходит отбор на основе аттестатов.
В Германии
регулярно определяются рейтинги университетов,
учитывающие условия обучения и
уровень преподавательских
Университеты (Universitaten).
Возникшие еще в 14-15 веках, университеты имели три направления: философский, медицинский и теологический. В настоящее же время современный немецкий университет это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.
Технические университеты (Technische Universitaten)
Данные университеты фокусируют внимание своих студентов на определенных направлениях: технических, естественнонаучных, экономических специальностях. Однако различие между техническими университетами и просто университетами в последнее время весьма условно, поскольку, как правило, и в технических университетах есть отделения гуманитарных и прикладных наук.
Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инженеров, экономистов и др. Основное отличие от университетов состоит в том, что СВШ основное внимание уделяют практическим программам.
Кроме того существует специальные высшие учебные заведения
Педагогические (Padagogische Hochschulen), Теологические (Theological Colleges) , Музыкальные (Musik-Hochschule), Административные (Verwaltungs-fachhochschulen) специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen).
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в немецком понимании отсутствуют.
В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-исследовательском «ландшафте».
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме.
При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Значительный интерес к вузовским разработкам проявляют представители не только мелкого бизнеса, но и крупных компаний.
Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и т. д.
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования.
Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве, бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.
Специальные
высшие школы не являются аналогами
специальных (профессиональных) вузов
бывшей ФРГ. Их планируется интегрировать
в качестве соответствующих факультетов
в состав университетов, а специальные
профессиональные вузы основывать либо
из профессиональных училищ (наилучших
из них), повышая, таким образом, их статус,
либо из высших технических школ, существовавших
в ГДР.
Иностранцы в высших учебных заведениях Германии.
В мире с каждым годом растёт число студентов, отправляющихся учиться за границу. Сейчас их уже почти два миллиона, и каждый десятый из них выбрал Германию.
При университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в вуз иностранных студентов, желающих обучаться в ФРГ. Подготовка проводится, в основном, для совершенствования немецкого языка абитуриентов, и, кроме того, по будущей специальности. В подобных колледжах обучение длится один год. Для зачисления в вуз необходимо представить доказательство на право поступать в высшее учебное заведение Германии. Чтобы убедить комиссию, в том, что студент окончил школу нужно предъявить аттестат о среднем образовании, либо документ об окончании специального колледжа в ФРГ. Расширение немецкой вузовской базы не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам (Numerus Clausus). Как правило, шанс на получение места в Вузе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижных факультетах, которыми в настоящее время являются медицинский, стоматологический, ветеринарный, фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой могут учитываться различные обстоятельства. Для того чтобы поступить на медицинский факультет немецкого вуза, студент из-за рубежа должен напрямую обратиться к его руководству с этой просьбой, поскольку каждый вуз самостоятельно принимает решение о приеме. Шансы получить положительный ответ для иностранца очень высоки, потому что вузы заинтересованы в иностранных студентах и обязаны предоставлять им определенный процент учебных мест.