Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 08:08, лекция
ВОПРОСЫ:
1. Система патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.
2. Формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию подчиненных.
Система
военно-патриотического
воспитания в Российской
Федерации. Государственная
программа «Патриотическое
воспитание граждан
Российской Федерации
на 2006 – 2010 годы»
ВОПРОСЫ:
Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России.
Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации (см. схему). Функционирование системы патриотического воспитания в России осуществляется на базе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (далее -Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 422 от 11.07.2005 года.
Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Ее реализация осуществляется по следующим направлениям:
1. Четкое согласование целенаправленной деятельности государственных органов всех уровней и координация работы общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах патриотического воспитания. На федеральном уровне организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр (Росвоенцентр) при Правительстве Российской Федерации. Ее головные исполнители -Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ. В федеральных органах исполнительной власти созданы советы по патриотическому воспитанию, а в субъектах Российской Федерации региональные межведомственные координационные советы. Рабочими органами указанных советов являются центры патриотического воспитания. На основе Концепции патриотического воспитания граждан РФ (одобрена на заседании Правительства РФ в 2003 г.) и Программы приняты ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. В Министерстве обороны РФ ведомственная программа патриотического воспитания на 2006 -2010 годы утверждена приказом министра обороны 2006 года № 28. Решение организационных вопросов по ее реализации возложено на Главное управление воспитательной работы ВС РФ. Так как любая система без профессионально подготовленных и имеющих практический опыт воспитателей ничего не стоит, программа предусматривает подготовку на федеральном и региональном уровнях специалистов в области патриотического воспитания.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания. Это направление включает в себя разработку и принятие законодательных актов, определяющих функции и взаимодействие органов государственной власти, местного управления, общественных и религиозных организаций в вопросах патриотического воспитания граждан России. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» и другие нормативные правовые акты.
3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Для реализации этого направления предусматриваются:
4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Оно предусматривает: расширение военно-патриотической тематики в телерадиовещании и печатных изданиях; противодействие попыткам дискредитации патриотической идеи в средствах массовой информации, в произведениях литературы и искусства; создание условий для более широкого участия СМИ в пропаганде патриотизма; содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей и кинематографистов в области патриотического воспитания.
5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В этих целях предполагается проводить: мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства - герба, флага и гимна; расширение выпуска полиграфической продукции с изображением национальных символов России и обеспечение ей образовательных учреждений, воинских частей, общественных организаций, патриотических клубов и центров; изучение в образовательных учреждениях государственной символики России; а также осуществлять поддержку организаторов всероссийских конкурсов, семинаров, конференций и выставок по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России.
6. Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания. Общий объем финансирования Программы в 2006 - 2010 годах предусмотрен в сумме 497,8 млн рублей, в том числе 378,05 млн рублей из средств федерального бюджета и 119, 75 млн рублей из внебюджетных источников. Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. На обеспечение ведомственной программы Министерства обороны РФ на пятилетие с учетом внебюджетных средств выделена сумма 50,15 млн рублей.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется совместными усилиями семьи, школы, учебных заведений, трудовых коллективов, творческих союзов, средствами массовой информации, военно-патриотических клубов и, конечно, всего личного состава Вооруженных Сил РФ. В практике работы по военно-патриотическому воспитанию используются различные формы и методы. Наиболее распространенными из них являются: лекции, доклады, беседы, тематические вечера, встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, проведение в школах уроков мужества, создание музеев и комнат Боевой славы, проведение походов по местам боевых сражений, участие в движении юных следопытов, проведение военно-спортивных и военно-технических игр и др.
Значительную помощь в воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к военной службе государственным органам оказывают командиры и личный состав воинских частей, а также военные комиссариаты. Прочно вошло в практику закрепление воинских частей и военно-учебных заведений за общеобразовательными школами, колледжами и трудовыми коллективами для оказания им помощи в организации оборонно-массовой работы и осуществлении военно-патриотического воспитания. В этих целях в воинских частях и в военно-учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, совместные тематические вечера, военно-спортивные мероприятия. Некоторые военнослужащие ведут занятия в военно-патриотических клубах, школах, оказывают помощь в организации военно-технических кружков и военно-спортивных секций. На базе некоторых воинских частей городские и муниципальные органы образования в летние месяцы организуют пятидневные сборы учащихся 10-х классов для закрепления знаний по основам воинской службы, а также деятельность различных военно-патриотических объединений и клубов. Например, только на территории Ленинградского военного округа работают более 600 военно-патриотических объединений, охватывающих своим влиянием свыше 17000 человек.
Таким образом, в последние годы в нашей стране восстановлена и существенно обновлена система патриотического воспитания молодежи, которая начинает приносить положительные результаты.. Среди многочисленных задач, решаемых офицерским составом в ходе выполнения служебных обязанностей, одной из важнейших является воспитание подчиненных. В Концепции воспитания военнослужащих, утвержденной приказом министра обороны 2004 г. № 70, подчеркивается, что «воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней». Это положение, естественно, касается и воспитания у военнослужащих патриотизма, любви к Родине, преданности своему Отечеству, готовности к его защите, вплоть до самопожертвования.
Следует признать, что в последние годы решать эту задачу стало значительно труднее. Коренные изменения в обществе, приведшие к экономической дезинтеграции, социальной дифференциации и девальвации духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Отмечается падение престижа военной и государственной службы.
Государственно-патриотическое воспитание в Вооруженных Силах РФ организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. Основные направления, формы и методы воспитательной работы офицерского состава закреплены в приказах министра обороны РФ 2004 г. №70, 2005 г. №79, 2006 г. № 28, в инструкциях и методических рекомендациях.
В войсках накоплен значительный опыт работы по формированию патриотического сознания, воспитанию воина-патриота. Эта деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке, в процессе информирования личного состава, при проведении культурно досуговых мероприятий, а также в ходе повседневных занятий войск.
Важное воспитательное значение имеет также личная примерность командиров и начальников в выполнении воинского долга. Выдающийся военный педагог генерал М.И. Драгомиров неоднократно подчеркивал: «Работают у того офицера, кто и сам работает, и идут на смерть у того, кто сам от нее не сторонится».
Опыт показывает, что деятельность по патриотическому воспитанию военнослужащих проводится по ряду направлений с использованием различных форм и методов работы. Среди них можно назвать следующие:
1. Использование воспитательного потенциала отечественной военной истории. На эту особенность обратил внимание еще в XIX веке видный военный деятель и историк Н.Н. Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошлого военного и боевого своей армии есть... основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, - основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к Родине -основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии».
И с этим положением нельзя не согласиться, так как правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следования традициям народа и армии, основанных, как правило, на борьбе за независимость, способствуют укреплению духовных сил воинов, воспитанию у них чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.
Для
распространения военно-
Информация о работе Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации