Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:54, статья
Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на состоянии здоровья населения. В нашем городе 22% населения составляют дети от 0 до 18 лет. Состояние здоровья новорожденных ежегодно ухудшается. Своевременно не осуществленная коррекция имеющихся отклонений у детей в раннем возрасте приводит ко вторичной социально-педагогической запущенности, эмоциональным и личностным нарушениям. Поэтому проблема организации ранней комплексной диагностики, медицинской и психолого-педагогической коррекции, а также непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии является особенно актуальной.
Баринова
Г. В.
Система
раннего комплексного
сопровождения детей
и семей
//
Дефектология. –
2003. - № 4. – С. 87-88
Кризисные
явления в обществе не могли не
сказаться на состоянии здоровья населения.
В нашем городе 22% населения составляют
дети от 0 до 18 лет. Состояние здоровья
новорожденных ежегодно ухудшается. Своевременно
не осуществленная коррекция имеющихся
отклонений у детей в раннем возрасте
приводит ко вторичной социально-педагогической
запущенности, эмоциональным и личностным
нарушениям. Поэтому проблема организации
ранней комплексной диагностики, медицинской
и психолого-педагогической коррекции,
а также непрерывного психолого-медико-
В городской образовательной системе Новокуйбышевска открыты группы и классы коррекционно-развивающего обучения для детей с различными нарушениями в развитии; в сфере здравоохранения наряду с детскими поликлиниками и родильным домом функционирует отделение восстановительного лечения. Создана сеть специализированных учреждений при Комитете по вопросам семьи, материнства и детства: территориальный центр социальной помощи семье и детям, муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», социально-реабилитационный центр «Наш дом». С 1997 года организована работа муниципального центра диагностики и консультирования. Основными направлениями деятельности специалистов центра являются: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое.
В 2000 году в центре был организован отдел ранней диагностики и абилитации. Обеспечиваются выходы специалистов в «комнаты здорового ребенка» детских поликлиник и родильного дома, проводятся консультации в центре и на дому, составляются и распространяются памятки для родителей. Накоплен положительный опыт работы родительского клуба «Кроха». В рамках реализации областной целевой программы развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001-2004 гг. «Реабилитация», областной целевой программы «Экологическое оздоровление территории и населения г. Новокуйбышевска Самарской области на 2001 —2005 гг.» в г. Новокуйбышевске реализуется пилотный проект «Система раннего комплексного сопровождения ребенка и его семьи», координатором которого является Комитет по вопросам семьи, материнства и детства. Головным исполнителем проекта стал муниципальный центр диагностики и консультирования, а в качестве партнеров выступили специалисты учреждений здравоохранения города и территориального центра социальной помощи семье и детям. Цель проекта: создать модель работы с семьей и детьми раннего возраста.
Специалисты
городских учреждений ведут совместную
работу с учеными, ведущими специалистами
Самарского государственного медицинского
университета, Самарского государственного
педагогического университета, Областного
психолого-медико-
В городе существуют все предпосылки для организации системы раннего комплексного сопровождения детей и их семей:
— готовность администрации города решать социально значимые проблемы здоровья детей и семей;
—
наличие в разветвленной сети
образовательных, медицинских и социальных
учреждений для организации психолого-медико-
Работа по проекту началась в апреле 2002 года. Была осуществлена следующая подготовка к проведению исследования: проведение организационных совещаний со службами разных ведомств; разработка и утверждение программы исследования; разработка и обеспечение нормативными документами; утверждение календарного плана реализации пилотного проекта; отбор семей, воспитывающих детей раннего возраста совместно с участковыми педиатрами; изучение медицинской документации (Ф-112); выбор диагностических методик; составление анкет для изучения стартовой ситуации и тиражирование бланков; организация выходов в семьи.
В результате проведенной подготовительной работы изъявили желание принять участие в программе пилотного проекта 45 семей. К работе в программе приглашались благополучные полные семьи. 44% родителей имеют высшее образование, 43% — среднее специальное образование, 13% — среднее образование. Во всех семьях дети желанные. Первый ребенок родился в 33 семьях (73,4%), второй ребенок — в 11 семьях (24,4%), третий — в 1 семье (2,2%). Уровень материального благосостояния в 88% семей — средний, в 12% семей — ниже среднего.
В
июне 2002 года дети из указанных семей
были приглашены на психолого-медико-
1) только 9% детей оказались здоровыми и 17 малышей (37,7%) имели своевременное развитие;
2) оценка родителями состояния
здоровья и развития ребенка часто неадекватна их фактическому состоянию (родители только из 15 семей (33,3%) признавали проблемы здоровья или развития своего ребенка).
Все родители были проконсультированы по особенностям развития своего ребенка. На приеме принималось совместное решение о дальнейшем взаимодействии с семьей и определялся соответствующий специалист (психолог, дефектолог, логопед).
Коррекционные и развивающие занятия начались в сентябре и проводились не только с ребенком, но и с родителями. Присутствие и участие матери в работе было обязательным. В течение первых двух месяцев были организованы только индивидуальные занятия. Постепенно сформировались небольшие группы. Групповые занятия проводились в течение 1 часа 1 раз в неделю. Группа комплектовалась по возрасту и уровню развития детей. Занятия были направлены на стимуляцию речевого, эмоционального, когнитивного развития, поддержку оптимального взаимодействия матери и ребенка. На занятии обсуждалась положительная динамика ребенка, совместно с родителями намечались ближайшие цели и выбирались методы работы. Положительная динамика развития наблюдалась приблизительно у 93% детей. Следовательно, показатель эффективности обучения родителей и детей достаточно высок.
Данный
проект помог в городе выработать
алгоритм взаимодействия участников процесса
комплексного сопровождения семьи на
различных возрастных этапах жизни ребенка,
отработать единый документооборот, решить
проблемы выявления детей раннего возраста
с отставанием в коммуникативном, двигательном,
когнитивном, социально-эмоциональном
развитии; апробировать программы поддержки
и обучения родителей, воспитывающих детей
раннего возраста.
Информация о работе Система раннего комплексного сопровождения детей и семей