Система раннего комплексного сопровождения детей и семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:54, статья

Описание работы

Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на состоянии здоровья населения. В нашем городе 22% населения составляют дети от 0 до 18 лет. Состояние здоровья новорожденных ежегодно ухудшается. Своевременно не осуществленная коррекция имеющихся отклонений у детей в раннем возрасте приводит ко вторичной социально-педагогической запущенности, эмоциональным и личностным нарушениям. Поэтому проблема организации ранней комплексной диагностики, медицинской и психолого-педагогической коррекции, а также непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии является особенно актуальной.

Работа содержит 1 файл

Баринова Г.В. Система раннего комплексного сопровождения.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

    Баринова  Г. В. 

    Система раннего комплексного сопровождения детей  и семей 

    // Дефектология. –  2003. - № 4. – С. 87-88 

    Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на состоянии здоровья населения. В нашем городе 22% населения составляют дети от 0 до 18 лет. Состояние здоровья новорожденных ежегодно ухудшается. Своевременно не осуществленная коррекция имеющихся отклонений у детей в раннем возрасте приводит ко вторичной социально-педагогической запущенности, эмоциональным и личностным нарушениям. Поэтому проблема организации ранней комплексной диагностики, медицинской и психолого-педагогической коррекции, а также непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии является особенно актуальной.

    В городской образовательной системе Новокуйбышевска открыты группы и классы коррекционно-развивающего обучения для детей с различными нарушениями в развитии; в сфере здравоохранения наряду с детскими поликлиниками и родильным домом функционирует отделение восстановительного лечения. Создана сеть специализированных учреждений при Комитете по вопросам семьи, материнства и детства: территориальный центр социальной помощи семье и детям, муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», социально-реабилитационный центр «Наш дом». С 1997 года организована работа муниципального центра диагностики и консультирования. Основными направлениями деятельности специалистов центра являются: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое.

    В 2000 году в центре был организован отдел ранней диагностики и абилитации. Обеспечиваются выходы специалистов в «комнаты здорового ребенка» детских поликлиник и родильного дома, проводятся консультации в центре и на дому, составляются и распространяются памятки для родителей. Накоплен положительный опыт работы родительского клуба «Кроха».  В рамках реализации областной целевой программы развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на             2001-2004 гг. «Реабилитация», областной целевой программы «Экологическое оздоровление территории и населения г. Новокуйбышевска Самарской области на 2001 —2005 гг.» в г. Новокуйбышевске реализуется пилотный проект «Система раннего комплексного сопровождения ребенка и его семьи», координатором которого является Комитет по вопросам семьи, материнства и детства. Головным исполнителем проекта стал муниципальный центр диагностики и консультирования, а в качестве партнеров выступили специалисты учреждений здравоохранения города и территориального центра социальной помощи семье и детям. Цель проекта: создать модель работы с семьей и детьми раннего возраста.

    Специалисты городских учреждений ведут совместную работу с учеными, ведущими специалистами Самарского государственного медицинского университета, Самарского государственного педагогического университета, Областного психолого-медико-педагогического центра диагностики, коррекции развития детей дошкольного и школьного возраста и Лаборатории социального здоровья детей Самарской области.

    В городе существуют все предпосылки для организации системы раннего комплексного сопровождения детей и их семей:

    —  готовность администрации города решать социально значимые проблемы здоровья детей и семей;

    —  наличие в разветвленной сети образовательных,  медицинских и социальных учреждений для организации психолого-медико-педагогического сопровождения семьи и детей, нуждающихся в этом.

    Работа  по проекту началась в апреле 2002 года. Была осуществлена следующая подготовка к проведению исследования: проведение организационных совещаний со службами разных ведомств; разработка и утверждение программы исследования; разработка и обеспечение нормативными документами; утверждение календарного плана реализации пилотного проекта; отбор семей, воспитывающих детей раннего возраста совместно с участковыми педиатрами; изучение медицинской документации (Ф-112); выбор диагностических методик; составление анкет для изучения стартовой ситуации и тиражирование бланков; организация выходов в семьи.

    В результате проведенной подготовительной работы изъявили желание принять участие в программе пилотного проекта 45 семей. К работе в программе приглашались благополучные полные семьи. 44% родителей имеют высшее образование, 43% — среднее специальное образование, 13% — среднее образование. Во всех семьях дети желанные. Первый ребенок родился в 33 семьях (73,4%), второй ребенок — в 11 семьях (24,4%), третий — в 1 семье (2,2%). Уровень материального благосостояния в 88% семей — средний, в 12% семей — ниже среднего.

    В июне 2002 года дети из указанных семей  были приглашены на психолого-медико-педагогическую комиссию в центр, где были осмотрены  командой специалистов: психиатром, педиатром, неврологом, психологом, дефектологом, логопедом, и были сделаны следующие выводы:

    1)  только 9% детей оказались здоровыми и 17 малышей (37,7%) имели своевременное развитие;

    2)   оценка  родителями  состояния

    здоровья  и развития ребенка часто неадекватна их фактическому состоянию (родители только из 15 семей (33,3%) признавали проблемы здоровья или развития своего ребенка).

    Все родители были проконсультированы по особенностям развития своего ребенка. На приеме принималось совместное решение о дальнейшем взаимодействии с семьей и определялся соответствующий специалист (психолог, дефектолог, логопед).

    Коррекционные и развивающие занятия начались в сентябре и проводились не только с ребенком, но и с родителями. Присутствие и участие матери в работе было обязательным. В течение первых двух месяцев были организованы только индивидуальные занятия. Постепенно сформировались небольшие группы. Групповые занятия проводились в течение 1 часа 1 раз в неделю. Группа комплектовалась по возрасту и уровню развития детей. Занятия были направлены на стимуляцию речевого, эмоционального, когнитивного развития, поддержку оптимального взаимодействия матери и ребенка. На занятии обсуждалась положительная динамика ребенка, совместно с родителями намечались ближайшие цели и выбирались методы работы. Положительная динамика развития наблюдалась приблизительно у 93% детей. Следовательно, показатель эффективности обучения родителей и детей достаточно высок.

    Данный  проект помог в городе выработать алгоритм взаимодействия участников процесса комплексного сопровождения семьи на различных возрастных этапах жизни ребенка, отработать единый документооборот, решить проблемы выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном, социально-эмоциональном развитии; апробировать программы поддержки и обучения родителей, воспитывающих детей раннего возраста. 

Информация о работе Система раннего комплексного сопровождения детей и семей