Система работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: теоретическое изучение и экспериментальная проверка системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1 проанализировать теоретические источники по проблеме гигиенических навыков у дошкольников;
2 изучить особенности форм и методов развития гигиенических навыков у младших дошкольников;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности воспитания гигиенических навыков у дошкольников………………………………………
1.1. Особенности воспитания гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………………………..
1.2. Методика воспитания гигиенических навыков у младших дошкольников…………………………………………………………..
Вывод по главе 1…………………………………………………………….
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по проверке эффективности системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………
2.1. Изучение состояния уровня сформированности гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………
2.2. Содержание системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………….
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…………………………..
Вывод по главе 2………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 256.65 Кб (Скачать)

Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Таким образом, освоенные гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

 

 

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании, как правильно мыть руки.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

 

ГЛАВА II

Экспериментальная работа по проверке эффективности системы работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2.1. Изучение состояния уровня сформированности  гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленных задач исследования, нами была разработана экспериментальная работа состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Констатирующий эксперимент, включает в себя два этапа:

- первый- изучение и анализ педагогической документации воспитателей второй младшей группы по гигиеническому воспитанию детей.

- второй- определение уровня знаний дошкольников второй младшей группы о гигиенических навыках.           

Исследование проводилось на базе ДУЗ №85 г. Симферополя. В исследовании принимало участие две группы младшего дошкольного возраста. Количество участвующих дошкольников 20. Исследовался процесс о состоянии уровня сформированности  гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.     

На первом этапе констатирующего эксперимента исследователи провели изучение и анализа педагогической документации воспитатей младших возрастных групп.

При исследовании было важно установить следующее:

- какую методическую программу используют воспитатели для гигиенического воспитания детей;

- какие формы работы ведутся воспитателями для формирования гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Первым этапом в констатирующем эксперименте являлся анализ учебно-воспитательной работы по формированию гигинеческих навыков у детей младшего дошкольного возраста в обеих исследуемых группах.

Анализ показал, что гигиеническому воспитанию внимание уделяется. Учебно- воспитательный процесс ведется по Базовой программе развития детей дошкольного возраста «Я у Світі», «Малятко».

Поставленные образовательные, развивающие и воспитательные цели соответствуют программным требованиям ;подбор заданий ведется с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

Работа с детьми направлена на формирование гигиенических навыков у детей и на углубление знаний о гигиене.

Следующим этапомконстатирующего эксперимента является выявление уровня знанаий у детей младшего дошкольного возраста. Для этого нами была проведена диагностика, направленная на гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Детям были предоставлены игры, занятия в ходе которых детям задавались наводящие вопросы.

………………………

 

………………………………

 

По результатам диагностики дети были распределены по трем группам, основанным на критериях:

- пользоваться столовой и чайной ложкой, салфеткой;не крошит хлеб,пережевывать пищу с закрытым ртом,пользоваться только своими приборами.

-мыть лицо, руки,закатывать рукава, брать мыло, намыливать до появления пены. Насухо вытирать руки, пользоваться расческой, чистить зубы.

-растегивать пуговицы,снимать платье(брюки),аккуратно вешать.

-следить за чистотой в групповой комнате, убирать за собой игрушки.

Высокий уровень- ребенок спокойно ведет себя за столом,правильно пользуется столовыми предметами, вытирает рот и руки салфеткой, без напоминания перед едой и после туалета,прогулки  моет руки,чистит зубы, самостоятельно снимает одежду, кладет аккуратно на определенное место, всегда убирает за собой игрушки.

Средний уровень- ребенок невсегда соблюдает этические нормы за столом,знает о правильном пользовании столовых приборов,но не всегда использует салфетку, с напоминанием,но самостоятельно моет руки,не всегда может самостоятельно снять одежду,но может сложить и положить на место.

Низкий уровень- ребенок знает о правильном пользовании столовых предметов,но не всегда их использует, салфеткой не пользуется,самостоятельно руки не моет,не может без помощи воспитателя снять одежду и положить в определенное ей место.

 



Информация о работе Система работы воспитателя по формированию гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста