Система работы учителя с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Работа содержит 1 файл

Работа с родителями.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная  школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области       

              Работа с родителями

Одним из главных  направлений в работе классного  руководителя является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Хотите ли Вы, не хотите ли.

Но дело товарищи, в том,

Что прежде всего  мы – родители,

А всё остальное  потом.

Р.Рождественский.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в  работе с детьми – это работа с их родителями».  Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления  связей, условие понимания самих родителей. Вхождение классного руководителя  в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для классного руководителя.

Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:

  1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

  Работа  всех классных руководителей нашей  школы по  данным  направлениях имеет цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.

Были  поставлены следующие задачи:

1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2. изучить   семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

3. установить  тесную и плодотворную связь  с родителями, привлекать их к

    учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

5. обозначить  проблемы  и способы содействия  развитию личности детей;

6. воспитывать  уважительное отношение ко всем  членам семьи;

7. развивать  интерес к истории своей семьи, её традициям;

8. изучить мнение  семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.

  Для решения поставленных задач  работа была организована в школе по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическое и информационное  обеспечение  

       родителей; 

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении школой;
  • изучение семей обучающихся.
 

   В соответствии с данными направлениями были выбраны разнообразные формы  работы.

Формы работы:

- родительские  собрания,

- посещение семей  учащихся,

- совместные  мероприятия, 

- индивидуальные  беседы,

- анкетирование,

- семейные праздники, 

- походы.

Значительное  место в системе  работы с родителями учащихся отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

Были  проведены следующие родительские собрания: «Режим дня в жизни школьника», «Почему наши дети обманывают», «Надо  ли ругать за плохую успеваемость», «Различные стили воспитания», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Пирамида здорового питания», «Семья – здоровый образ жизни», «Наши ошибки в воспитании детей». На многие родительские собрания приглашались учителя предметники, социальный педагог, администрация школы. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, планом работы, методикой,  своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе. На празднике День рождения школы для родителей был представлен публичный отчёт о работе школы. В конце учебного года проведено родительское собрание по итогам года, на котором каждый классный руководитель представил результаты своей деятельности.

В течение  всего года  классные руководители проводили групповые и индивидуальные беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине, форме одежды. Некоторые  родители приглашались на индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, чьи дети на данный момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками, учителями или пробелы в знаниях. Учителя знакомили родителей с планом ликвидации пробелов, советовали, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания. Консультации проводились также и по инициативе родителей. Успешно была проведена компания «Новые учебники». Все родители выписали своим детям не только учебники, но и рабочие тетради по предметам. Проведена разъяснительная работа по созданию  паспорта здоровья и страхованию от клещей. Надо отметить, что все классные руководители своевременно информировали родителей учащихся по всем возникающим вопросам.

Работа  педагогов школы с родителями невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

По плану школы  были проведены два  родительских собрания.                              На них обсуждались учебно-воспитательные задачи школы, планировались внеклассные мероприятия, заслушивались отчёты о работе родительского комитета, подводились итоги успеваемости. На празднике День рождения школы для родителей был представлен публичный отчёт о работе школы.

Было проведено  анкетирование «Моё отношение к родительскому собранию». Согласно анкетированию, проведённому среди  родителей нашей школы   55 %  с удовольствием бывают на родительских собраниях, 63 % считают, что могут при необходимости получить квалифицированную помощь, 63 % отмечают, что их хорошо информируют о деятельности школы.

В некоторых  классах были проведены родительские собрания вместе с учащимися. В 4 и 6 классах было проведено родительское собрание  «Пирамида здорового  питания». В 9 классе  о подготовке к экзаменам.

В начале года среди  родителей и учащихся была проведена  разъяснительная  работа о необходимости  получения учащимися дополнительного  образования через кружки и секции.  В результате этой работы каждый ученик посещает хотя бы один кружок или спортивную секцию. А некоторые учащиеся по 2 или 3 кружка.

     В этом учебном году были проведены внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. Это День рождения школы, Новый год, спортивные игры пионербол и волейбол, «Пусть всегда будет мама!», Масленица, 8 Марта, смотр знаний. Многие родители участвовали вместе со своими детьми в конкурсе поделок: «Безопасность на дорогах», конкурсе сочинений «Здоровье и спорт», «Моя семья», конкурсе рисунков «Женщина в погонах», «Здоровье и спорт», «Великая Отечественная война». Совместно с родителями учащиеся участвовали в выставке поделок ко Дню посёлка. В некоторых классах для родителей были оформлены выставки творческих работ детей, а также проведены открытые уроки. Родители 6 класса приняли участие в заочном конкурсе по математике от ЦДОДД г. Костромы. Ученикам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.

   Система работы школы с  родителями предусматривает  их вовлечение в школьное самоуправление.

В этом учебном году 70 % родителей учащихся имели возможность участвовать в школьной жизни. В течение года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались  проблемы  нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты  работы. Родители имели возможность получить план важных мероприятий в школе, в классах.

Изучение  семей обучающихся,  их мнений о школе,  их притязаний к уровню образовательных услуг  была одной из главных задач классных руководителей.

В этом направлении  были проведены родительские собрания: «Методы семейного воспитания», «Мир увлечений моего ребёнка», «Давайте познакомимся», а также анкетирование: «Мой ребёнок», «Готовность ребёнка к школе», «Ребёнок и труд», «Выявление интереса учащихся к деятельности», «Режим дня», «Родители о своём ребёнке», «Здоровье наших детей». Проведённые анкеты и собрания помогли классным руководителям спланировать работу с учащимися и выявить их индивидуальные особенности.

В основе взаимодействия семьи и школы  лежит забота школы о семье  и семьи о школе. Чтобы выяснить отношение родителей к школе  были проведены следующие анкеты: «Ваше отношение к школе», «Отношение к урокам физкультуры», «Микроклимат в школе». Особенности этой взаимной заботы видны из анализа результатов анкетирования родителей (в анкетировании приняли участие  родители 22 семей школы):

      1.  81 % опрошенных родителей довольны тем, что их ребёнок учится именно в этой школе, 63 % родителей отмечают, что их ребёнку нравится школа, 64 % родителей довольны классным руководителем.

      2. 67 % опрошенных родителей отмечают, что в школе созданы благоприятные условия   для учёбы и досуга. Этому способствует  хорошая материально-техническая  база (с этим согласны 70 % родителей) и оформление школы (с этим согласны 89% родителей). В школе уютно, красиво, чисто (как указывают 85 % родителей). Немаловажным фактором является благоприятная психологическая атмосфера, созданная в школе (с этим согласны    63 % родителей);

     3. Большинство родителей удовлетворены  образовательными услугами школы (67 % родителей отмечают, что школа обеспечивает высокий уровень качества образования и воспитания). Эти данные можно рассматривать как результат совместных усилий учителей и родителей по созданию условий для благоприятной деятельности школы.

   Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи, жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурной характеристики семьи). В данном вопросе особую роль классные руководители отводят индивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует  установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями.

Но со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются  проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.

Как повысить мотивацию родителей к посещению  родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Вот некоторые вопросы, которые необходимо решить в следующем учебном году.

Предложения по работе с родителями на следующий год:

  1. Проводить открытые классные мероприятия.
  2. Привлекать родителей к проведению родительских собраний и различных мероприятий.
  3. Больше проводить мероприятий, объединяющих учеников и родителей.
  4. Организовать интерактивный лекторий для родителей на сайте школы.
  5. Больше информировать родителей о достижениях нашей школы за  учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (школьная газета, заметки в районную газету, помещение материалов в Интернете).
  6. Провести конкурс «Семья года».
  7. Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).
  8. Совместные субботники по уборке территории возле школы.

 

Руководитель  ШМО классных руководителей Батракова  И.А.

Информация о работе Система работы учителя с родителями