Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:29, реферат
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области
Работа с родителями
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело товарищи, в том,
Что прежде всего мы – родители,
А всё остальное потом.
Р.Рождественский.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вхождение классного руководителя в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для классного руководителя.
Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:
Работа всех классных руководителей нашей школы по данным направлениях имеет цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.
Были поставлены следующие задачи:
1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;
2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к
учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;
4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;
5. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;
6. воспитывать
уважительное отношение ко
7. развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;
8. изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.
Для решения поставленных задач работа была организована в школе по следующим направлениям:
родителей;
В соответствии с данными направлениями были выбраны разнообразные формы работы.
Формы работы:
- родительские собрания,
- посещение семей учащихся,
- совместные мероприятия,
- индивидуальные беседы,
- анкетирование,
- семейные праздники,
- походы.
Значительное место в системе работы с родителями учащихся отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.
Были
проведены следующие
В течение
всего года классные руководители
проводили групповые и
Работа педагогов школы с родителями невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
По плану школы
были проведены два родительских
собрания.
Было проведено анкетирование «Моё отношение к родительскому собранию». Согласно анкетированию, проведённому среди родителей нашей школы 55 % с удовольствием бывают на родительских собраниях, 63 % считают, что могут при необходимости получить квалифицированную помощь, 63 % отмечают, что их хорошо информируют о деятельности школы.
В некоторых классах были проведены родительские собрания вместе с учащимися. В 4 и 6 классах было проведено родительское собрание «Пирамида здорового питания». В 9 классе о подготовке к экзаменам.
В начале года среди
родителей и учащихся была проведена
разъяснительная работа о необходимости
получения учащимися
В этом учебном году были проведены внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. Это День рождения школы, Новый год, спортивные игры пионербол и волейбол, «Пусть всегда будет мама!», Масленица, 8 Марта, смотр знаний. Многие родители участвовали вместе со своими детьми в конкурсе поделок: «Безопасность на дорогах», конкурсе сочинений «Здоровье и спорт», «Моя семья», конкурсе рисунков «Женщина в погонах», «Здоровье и спорт», «Великая Отечественная война». Совместно с родителями учащиеся участвовали в выставке поделок ко Дню посёлка. В некоторых классах для родителей были оформлены выставки творческих работ детей, а также проведены открытые уроки. Родители 6 класса приняли участие в заочном конкурсе по математике от ЦДОДД г. Костромы. Ученикам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.
Система работы школы с родителями предусматривает их вовлечение в школьное самоуправление.
В этом учебном году 70 % родителей учащихся имели возможность участвовать в школьной жизни. В течение года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались проблемы нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты работы. Родители имели возможность получить план важных мероприятий в школе, в классах.
Изучение семей обучающихся, их мнений о школе, их притязаний к уровню образовательных услуг была одной из главных задач классных руководителей.
В этом направлении были проведены родительские собрания: «Методы семейного воспитания», «Мир увлечений моего ребёнка», «Давайте познакомимся», а также анкетирование: «Мой ребёнок», «Готовность ребёнка к школе», «Ребёнок и труд», «Выявление интереса учащихся к деятельности», «Режим дня», «Родители о своём ребёнке», «Здоровье наших детей». Проведённые анкеты и собрания помогли классным руководителям спланировать работу с учащимися и выявить их индивидуальные особенности.
В основе взаимодействия семьи и школы лежит забота школы о семье и семьи о школе. Чтобы выяснить отношение родителей к школе были проведены следующие анкеты: «Ваше отношение к школе», «Отношение к урокам физкультуры», «Микроклимат в школе». Особенности этой взаимной заботы видны из анализа результатов анкетирования родителей (в анкетировании приняли участие родители 22 семей школы):
1. 81 % опрошенных родителей довольны тем, что их ребёнок учится именно в этой школе, 63 % родителей отмечают, что их ребёнку нравится школа, 64 % родителей довольны классным руководителем.
2. 67 % опрошенных родителей отмечают, что в школе созданы благоприятные условия для учёбы и досуга. Этому способствует хорошая материально-техническая база (с этим согласны 70 % родителей) и оформление школы (с этим согласны 89% родителей). В школе уютно, красиво, чисто (как указывают 85 % родителей). Немаловажным фактором является благоприятная психологическая атмосфера, созданная в школе (с этим согласны 63 % родителей);
3.
Большинство родителей
Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи, жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурной характеристики семьи). В данном вопросе особую роль классные руководители отводят индивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями.
Но со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.
Как повысить
мотивацию родителей к
Предложения по работе с родителями на следующий год:
Руководитель ШМО классных руководителей Батракова И.А.