Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 19:41, методичка
Анализ функции планирования в практике управления дошкольным образовательным обнаружил ряд проблем в ее реализации, в частности, недостаточное осознание руководителями ДОУ :
- значение и сущности планирования в системе управления;
- роли родителей в совершенствовании механизма планирования образовательного процесса;
- необходимости создания новых разновидностей планов и технологий планирования.
Наиболее важными тенденциями развития планирования в сфере образования являются:
- переход от централизованного и административного планирования к децентрализованному и демократическому;
- переход от планирования, осуществляемого узкой группой лиц, к планированию партисипативному, т. е. с широким участием членов сообщества;
Система планирования
в дошкольном образовательном
учреждении
Анализ функции планирования
в практике управления
- значение и сущности планирования в системе управления;
- роли
родителей в совершенствовании
механизма планирования
- необходимости
создания новых разновидностей
планов и технологий
Наиболее важными тенденциями развития планирования в сфере образования являются:
- переход
от централизованного и
- переход
от планирования, осуществляемого
узкой группой лиц, к
планированию
партисипативному, т. е. с широким участием
членов
сообщества;
- переход от
планирования текущего функционирования
к системному планированию
- переход от
тактического и оперативного
к планированию на основе
- переход от
планирования углублённого во
внутреннюю среду, к
Способность проанализировать
Основой для формирования стратегии, оперативного планирования и решения насущных проблем дошкольного учреждения должны стать маркетинговые исследования. Дошкольные учреждения оказывают дополнительные услуги практически не занимаясь изучением спросом и предложения, поэтому бессистемное проведение платных кружков, секций, занятий в дошкольных учреждениях.
На уровне маркетинговых исследований дошкольного учреждения осуществляется анализ и прогноз возможностей ДОУ, потенциала, района, города ,республики; оценивается ситуация; выявляются закономерности и тенденции развития.
Главный принцип маркетинговой деятельности ДОУ заключается в следующем: дошкольное учреждение должно найти потребителей, которым оно хочет предоставить услуги, выяснить их потребности, после чего организовать услуги, максимально удовлетворяющие имеющимся потребностям.
Комплекс услуг может быть следующим:
- воспитание и обучение детей, посещающих детский сад (по основной программе детского сада, по дополнительным программам и планам);
- воспитание и обучение детей
микрорайона, не посещающих
- образовательная
- другие виды услуг детского сада в зависимости от его возможностей.
Для того, чтобы разработать прогноз будущей деятельности необходимо ответить на главный вопрос : «К чему стремится ДОУ: к работе в режиме стабильности или в режиме постоянного развития и инноваций?»
Маркетинговые исследования
- анализ
окружающей среды - изучение и
интерпретация информации о
- анализ
образовательного рынка-
- анализ
потребителей – количественное
и качественное описание
- изучение
мотивов, которыми
-
выделены позиции и
- анализ
«образа дошкольного
Полными и исчерпывающими маркетинговые
исследования могут быть
- эффективно
ли использовалась в ДОУ
- соответствует ли образовательные услуги ДОУ запросам адресных групп?
- как
оценить деятельность ДОУ
в сравнении с другими
дошкольными учреждениями села,
города, района в соответствии
с образовательными
- каковы
перспективы дошкольного
Необходимо тщательно
Основные
документы планирования
деятельности ДОУ.
Процесс планирования должен создать некую плановую систему, в которой хорошо видны: 1) основное содержание плана; 2) его временной разрез; 3) ответственные за его выполнение лицо или группа лиц. Цель создания такой системы – гарантированная реалистичность плана, а главная задача – её превращение в постоянно действующий процесс, учитывающий характерные, индивидуальные черты данного учреждения. Данная система , как правило, состоит из нескольких слоёв или уровней планов. Одни специалисты выделяют два, другие три уровня планирования: - стратегическое, тактическое и оперативное. Вторая точка зрения более правильная.
Первый уровень - стратегическое, или долгосрочное, планирование- призвано определить основные стратегические цели организации, а также политику и стратегию получения и использования ресурсов для достижения этих целей. Стратегия представляет собой комплексный план, призванный обеспечить осуществление миссии учреждения и основных целей его деятельности. Общий стратегический план должен стать программой, направляющей деятельность ДОУ в течение продолжительного времени с учётом того, что конфликтная, постоянно меняющая деловая и социальная обстановка делает корректировки нововведения неизбежными.. Основными чертами стратегического планирования являются:
-включение
в его содержание основных
проблем деятельности
- создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;
- долгосрочный характер (по сравнению с другими видами планирования);
- нацеленность
на придание деятельности
- заложенная в данном виде планирования объективная необходимость, своего рода «обязанность» руководства активизировать и модернизировать работу учреждения.
Второй уровень планирования - или краткосрочное, планирование тактическое - представляет собой процесс разработки детальных краткосрочных решений относительно того, какие мероприятия необходимо проводить в рамках учреждения, кто должен стать их исполнителями и каким образом эти мероприятия следует реализовывать.
Третий уровень - оперативное планирование представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учётом всех необходимых условий.
Сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней представляется комплексным и системным.
Стратегическое планирование- единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей , который обеспечивает создание долгосрочного плана; даёт основу для принятия решений, т.е. знание того, что и как организация хочет достичь; способствует снижению риска при принятии решений; помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования;
Тактическое планирование гарантировано обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов;
Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов.
Практическая реализация данного метода предполагает:
- определение понятной и реально достижимой для работников ДОУ иерархии планируемых целей, задач и мероприятий;
- создание
стройной системы
-установление
чёткой анализом и то работы
за год и проектированием
- выстраивание системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;
- чёткое прогнозирование
результатов деятельности на
планируемый период и др.
Стратегическое
планирова ние |
Основные
стратегические направле ния на 5-10 лет |
Программа развития ДОУ | Концепция развития ДОУ | Образовательная программа | Модель
выпускника |
Тактичес
кое планирова ние |
Годовой план | Учебный план | Сетка занятий | Перспектив.
планы воспитателей |
Индивид
карты развития
ребенка |
Оператив
ное планирова ние |
Календарные
планы образ. работы |
Планы
специалистов |
Перспективные
планы воспитате
лей |
Тематичес
кие планы |
Диагностические карты развития |
Обязательные условия:
!) Охват всех сфер деятельности ДОУ;
2) Согласованность с внешними обстоятельствами;
3) Согласованность с ресурсными возможностями;
4) Связь с долгосрочными направлениями в развитии ДОУ;
5)Учёт приоритетов
в целях и задачах,
6)Практичность
и реализуемость рекомендаций.
Информация о работе Система планирования в дошкольном образовательном учреждении