Система планирования в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 19:41, методичка

Описание работы

Анализ функции планирования в практике управления дошкольным образовательным обнаружил ряд проблем в ее реализации, в частности, недостаточное осознание руководителями ДОУ :
- значение и сущности планирования в системе управления;
- роли родителей в совершенствовании механизма планирования образовательного процесса;
- необходимости создания новых разновидностей планов и технологий планирования.
Наиболее важными тенденциями развития планирования в сфере образования являются:
- переход от централизованного и административного планирования к децентрализованному и демократическому;
- переход от планирования, осуществляемого узкой группой лиц, к планированию партисипативному, т. е. с широким участием членов сообщества;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 53.00 Кб (Скачать)
 

  Система планирования  в дошкольном образовательном  учреждении 

                  Анализ функции планирования  в практике управления дошкольным  образовательным обнаружил ряд  проблем в ее реализации, в  частности, недостаточное осознание  руководителями ДОУ :

- значение  и сущности планирования в  системе управления;

- роли  родителей в совершенствовании  механизма планирования образовательного  процесса;

- необходимости  создания новых разновидностей  планов и технологий планирования.

       Наиболее важными  тенденциями  развития планирования в сфере образования являются:

- переход  от централизованного и административного  планирования к децентрализованному  и демократическому;

- переход   от планирования, осуществляемого  узкой группой лиц, к  

планированию  партисипативному, т. е. с широким участием членов  

сообщества;

- переход от  планирования текущего  функционирования  к системному планированию функционирования, развития и инноваций;

- переход от  тактического  и оперативного  к планированию на основе главной  цели, стратегии развития учреждения;

- переход от  планирования углублённого во  внутреннюю среду, к планированию  открытому и гибкому, ориентированному  преимущественно на потребности  внешней среды.

       Способность проанализировать ситуацию, умение выявить основные тенденции жизнедеятельности и наметить пути развития учреждения становятся важными критериями профессионального мастерства руководителя.

     Основой для формирования стратегии, оперативного планирования и решения насущных проблем дошкольного учреждения должны стать маркетинговые исследования.  Дошкольные учреждения оказывают дополнительные услуги практически не занимаясь изучением спросом и предложения, поэтому бессистемное проведение платных кружков, секций, занятий  в дошкольных учреждениях.

       На уровне маркетинговых исследований дошкольного учреждения осуществляется анализ и прогноз возможностей ДОУ, потенциала, района, города  ,республики; оценивается ситуация; выявляются  закономерности и тенденции развития.

      Главный принцип маркетинговой  деятельности ДОУ заключается в следующем: дошкольное учреждение должно найти потребителей, которым оно хочет предоставить услуги, выяснить их потребности, после чего организовать услуги, максимально удовлетворяющие имеющимся потребностям.

       Комплекс услуг может быть следующим:

       - воспитание и обучение детей,  посещающих детский сад (по  основной программе детского  сада, по дополнительным программам  и планам);

      - воспитание  и обучение детей  микрорайона, не посещающих детский  сад ( по общей программе, по  индивидуальным планам);

       - образовательная просветительская  работа с населением района, города  (по месту жительства);

        - другие виды услуг детского  сада в зависимости от его  возможностей.

 Для того, чтобы разработать прогноз  будущей деятельности необходимо ответить на главный вопрос : «К чему стремится ДОУ: к работе в режиме стабильности или в режиме постоянного развития и инноваций?»

     Маркетинговые исследования должны  также и внешний анализ, цель  которого- представить учреждению чёткую  событийную картину его функционирования, развития в прошлом и точные объяснения причин его нынешнего состояния. Так называемый внешний анализ включает в себя:

 - анализ  окружающей среды - изучение и  интерпретация информации о развитии  социального окружения дошкольного образовательного учреждения;

 - анализ  образовательного рынка- спроса  на образование – выявление  изменений: численности воспитанников  в разных группах ДОУ; количества  воспитанников  ДОУ в прошлом,  настоящем и будущем и др. и  «образовательных предложений» - выяснение: численности зарегистрированных воспитанников; количества и типов дошкольных учреждений в районе; наличия и форм инноваций и др.

 - анализ  потребителей – количественное  и качественное описание потребителей: пол, этническая принадлежность, социально-экономический статус, отношение к образованию;

 - изучение  мотивов, которыми руководствуются  дети  и родители, посещая ДОУ,  а также динамики и причин  отказа от услуг учреждения;

 -  выделены позиции и направления.  По которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым  будет определена совокупность проблем, подлежащих решению;

 - анализ  «образа дошкольного учреждения»  - выявление сложившегося общественного  мнения об учреждении, степени  его популярности и престижности  среди населения, уровня его авторитета и признания в профессионально-педагогическом сообществе;

   Полными и исчерпывающими  маркетинговые  исследования могут быть признанными  только после проведения внутреннего   анализа, нацеленного на решение  следующих вопросов;

 - эффективно  ли использовалась в ДОУ маркетинговая  политика?

 - соответствует  ли образовательные услуги ДОУ  запросам  адресных групп?

 - как  оценить деятельность ДОУ   в сравнении  с другими   дошкольными учреждениями села, города, района в соответствии  с образовательными требованиями?

 - каковы  перспективы дошкольного учреждения  на образовательном рынке? 

   Необходимо тщательно сопоставить  полученные результаты и реальные факты деятельности ДОУ, зафиксировать степень несоответствия.  

 Основные  документы планирования деятельности ДОУ. 

       Процесс   планирования должен создать  некую плановую систему, в которой хорошо видны: 1) основное содержание плана; 2) его временной разрез; 3) ответственные за его выполнение лицо или группа лиц. Цель создания такой системы – гарантированная реалистичность плана, а главная задача – её превращение в постоянно действующий процесс, учитывающий характерные, индивидуальные черты данного учреждения. Данная система , как правило, состоит  из нескольких слоёв или уровней планов. Одни специалисты выделяют два, другие  три уровня планирования: - стратегическое, тактическое и оперативное. Вторая точка зрения более правильная.

       Первый уровень - стратегическое, или долгосрочное, планирование- призвано определить основные стратегические цели организации, а также политику и стратегию получения и использования ресурсов для достижения этих целей. Стратегия представляет собой комплексный план, призванный обеспечить осуществление миссии учреждения и основных целей его деятельности. Общий стратегический план  должен стать программой, направляющей деятельность ДОУ в течение продолжительного времени с учётом того, что конфликтная, постоянно меняющая деловая и социальная обстановка делает корректировки нововведения неизбежными.. Основными чертами  стратегического планирования являются:

    -включение  в его содержание основных  проблем деятельности учреждения;

    - создание  ориентиров и рамок для детального планирования и принятия текущих решений;

    - долгосрочный  характер (по сравнению с другими  видами планирования);

    - нацеленность  на придание деятельности учреждения  стройности внутреннего единства;

    - заложенная  в данном  виде планирования объективная необходимость, своего рода «обязанность» руководства активизировать и модернизировать  работу учреждения.

    Второй  уровень планирования - или краткосрочное, планирование  тактическое - представляет собой процесс разработки детальных краткосрочных решений относительно того, какие мероприятия необходимо проводить в рамках учреждения, кто должен стать их исполнителями и каким образом  эти мероприятия следует реализовывать.

    Третий  уровень - оперативное планирование представляет собой разработку конкретных действий людей и структур с учётом всех необходимых условий.

    Сочетание  стратегического, тактического и оперативного уровней представляется комплексным  и системным.

    Стратегическое  планирование- единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей , который обеспечивает создание долгосрочного плана; даёт основу для принятия решений, т.е. знание того, что и как  организация хочет достичь; способствует снижению риска при принятии  решений; помогает  установить взаимосвязь и единство целей планирования;

    Тактическое планирование гарантировано обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов;

    Оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов.

    Практическая  реализация данного метода предполагает:

    - определение  понятной и реально достижимой  для работников ДОУ иерархии  планируемых целей, задач и  мероприятий;

    - создание  стройной системы целеполагания  (цели главные, второстепенные задачи, контрольные мероприятия),  конкретизующей основные целевые программы и указания органов управления образованием;

    -установление  чёткой   анализом и то работы  за год и проектированием работы  на следующий период;

    - выстраивание  системы взаимосвязей между долгосрочными, перспективными и оперативными планами при сохранении возможности внесения корректив;

    - чёткое прогнозирование   результатов деятельности на  планируемый период и др. 
     

Стратегическое

планирова

ние

Основные

стратегические

направле

ния

на 5-10 лет

Программа развития ДОУ Концепция развития ДОУ Образовательная программа Модель

выпускника

Тактичес

кое

планирова

ние

Годовой план Учебный план Сетка занятий Перспектив.

планы воспитателей

Индивид карты развития

      ребенка

Оператив

ное планирова

ние

Календарные

планы образ. работы

Планы

специалистов

Перспективные планы воспитате

лей

Тематичес

кие планы

Диагностические карты развития

 
 

Обязательные  условия:

!) Охват  всех  сфер деятельности ДОУ;

2)  Согласованность  с внешними обстоятельствами;

3) Согласованность  с ресурсными возможностями;

4) Связь с  долгосрочными направлениями в  развитии ДОУ;

5)Учёт приоритетов  в целях и задачах, принимаемых  в ДОУ;

6)Практичность  и реализуемость рекомендаций. 
 
 
 

Информация о работе Система планирования в дошкольном образовательном учреждении