Система образования в Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

Работа содержит 1 файл

3 Введение.docx

— 43.81 Кб (Скачать)

Глава 3. Модель социальной структуры образования

     Модель  социальной организации (структуры) образования  может быть представлена как состоящая  из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

     3.1 Руководители и организаторы образования.

     Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д.

     Их  главная задача заключается в  том, чтобы принимать ответственные  решения и формировать стратегию  образовательного процесса: определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально-техническую  базу образовательных учреждений и  т.п. Они несут ответственность  за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и  сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего  управленческого звена формируют  государственную политику в области  образования, разрабатывают универсальные  требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных заведениях.

     Административные  работники нижнего звена (ректоры  вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняют стратегию  обучения применительно к данному  учебному заведению, осуществляют оперативное  руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.

     3.2 Педагоги.

     Центральное место в структуре системы  образования занимает учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.

     Другая  особенность ролевого поведения  учителя, в большой мере связанная  с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать  знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что, выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося, но и "создает ученику  определенную репутацию в классе", и сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для  учащегося мотиватором учебной деятельности.. Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.

     Мотивация учительского труда, настроенность  на созидательный труд также значительно  изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и  радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим  меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая  часть 61% - с постоянным беспокойством  и тревогой. Налицо кризис профессии  учителя, огромная неудовлетворенность  своим трудом громадной армии  работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя»5.

     3.3 Учащиеся.

     Теперь  поговорим о другой ключевой роли в структуре образовательного процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие требования к его поведению предъявляет  нормативно-ценностная система образования? Они достаточно очевидны: изучать  различные предметы согласно программе  курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных  фактов, добросовестно посещать учебные  занятия, уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное  условие продвижения ученика  по многоступенчатой лестнице образования - успешная сдача экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся  действует система санкций - неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания  и записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе система санкций более формализована: отлынивающий от занятий студент может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно, и определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение добросовестной учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при поступлении в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная стипендии в вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д. «Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый занимает господствующее положение, второй - положение подчиненного. Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует учебный процесс и управляет им, является источником знаний для учеников, моральным авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной группе) порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального образования вплоть до последнего времени. Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний и культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль ученика сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую давал ему педагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист. Этот специалист должен не только обладать большими познаниями в соответствующей области, но и быть творческой, инициативной личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с ее социальными и культурными последствиями»6. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      «Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

      К образовательным учреждениям относятся:

      - дошкольные;

      - общеобразовательные;

      - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      - профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

      - учреждения дополнительного образования;

      -другие  учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

      Образовательные учреждения могут быть платными и  бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

      Деятельность  государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

      Центральным звеном системы образования в  Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

      Главные задачи общеобразовательных учебных  учреждений на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности»7.

      Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

      Таким образом, главное, стратегическое направление  развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

 

      

  Список  литературы:

      Основная:

1)Иллих И.Н. “Общество, отказавшееся от образования” 1971г.

2) Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели.” Москва, “Наука”, 1997г.

3) Н.П. Капуслен Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 1999.

4) Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 № 5.

5) А.С. Границкая Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991.

6) Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, “Academa” 2000г.

7)Арапов М.В., Загвоздкин, В.К. “Вольдорфские школы в России”, 2000г. 
 

Дополнительная: 

1)Журнал “Вестник образования” № 9 1998г.

2) Журнал  “Вестник образования” № 14 2000г.

3) Журналы “Дошкольное воспитание” № 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000г.  

Информация о работе Система образования в Российской федерации