Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Глава 3. Модель социальной структуры образования
Модель социальной организации (структуры) образования может быть представлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.
3.1 Руководители и организаторы образования.
Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д.
Их
главная задача заключается в
том, чтобы принимать ответственные
решения и формировать
Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.
3.2 Педагоги.
Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что, выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиватором учебной деятельности.. Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя»5.
3.3 Учащиеся.
Теперь
поговорим о другой ключевой роли
в структуре образовательного процесса
- "ученика" (учащиеся школ, училищ,
студенты и др.). Какие требования
к его поведению предъявляет
нормативно-ценностная система образования?
Они достаточно очевидны: изучать
различные предметы согласно программе
курса (класса), усваивать и запоминать
информацию, овладевать навыками самостоятельного
изучения и использования изученных
фактов, добросовестно посещать учебные
занятия, уметь слушать педагога
и принимать участие в ходе
занятий, лекций и т.п. Непременное
условие продвижения ученика
по многоступенчатой лестнице образования
- успешная сдача экзаменов и зачетов.
По отношению к нерадивому учащемуся
действует система санкций - неудовлетворительная
оценка текущих занятий, замечания
и записи в дневнике, вызов родителей
и пр., вплоть до исключения из школы. В
вузе система санкций более формализована:
отлынивающий от занятий студент может
получить выговор от деканата, в случае
неудовлетворительной сдачи сессии, он
наказывается лишением стипендии, не переводится
на следующий курс. В нормативной структуре
формального образования существуют,
конечно, и определенный набор позитивных
санкций, направленных на поощрение добросовестной
учебы, стимулирующих учащегося к высоким
достижениям в учебе. В первую очередь
это отличные оценки, выдача аттестата
с отличием и льготы, которые он дает при
поступлении в средние и высшие учебные
заведения, повышенная или именная стипендии
в вузе, диплом с отличием, рекомендация
для поступления в аспирантуру и т.д. «Решающее
место в системе социального взаимодействия,
характеризующего образовательный процесс,
занимают взаимоотношения между учителем
и учеником. Надо отметить, во-первых, присущее
этим отношениям неравенство: статус учителя
неизмеримо выше статуса ученика, первый
занимает господствующее положение, второй
- положение подчиненного. Доминирующее
положение учителя обусловлено тем, что
он организует учебный процесс и управляет
им, является источником знаний для учеников,
моральным авторитетом. Господствующая
позиция учителя в классе (или учебной
группе) порождает авторитарный стиль
в преподавании, означающий безусловное
подчинение ученика авторитету учителя.
Этот стиль предполагает, что учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать
провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений
многие столетия господствовал в системе
формального образования вплоть до последнего
времени. Содержательной основой авторитарного
стиля преподавания в педагогике является
традиционное понимание целей образования
как процесса передачи знаний от учителя
к ученику. Первый является специалистом
в определенной области знаний и культуры,
и его главная задача заключалась в том,
чтобы передать ученику определенный
объем знаний и научить ими пользоваться.
Роль ученика сводилась к пассивному усвоению
и запоминанию той информации, которую
давал ему педагог. Однако в современную
эпоху традиционный авторитарный стиль
в обучении оказывается все более неэффективным,
утрачивает свою былую популярность. Объясняется
это тем фактором, что современное высокоразвитое
индустриальное общество в силу большой
сложности хозяйственного механизма,
уникальности новейшей техники, ее громадного
воздействия на все стороны общественной
жизни, включая и окружающую природную
среду, требует нового типа специалиста
будь то предприниматель, инженер, экономист
или юрист. Этот специалист должен не только
обладать большими познаниями в соответствующей
области, но и быть творческой, инициативной
личностью, умеющей принимать смелые и
нестандартные решения, учитывать множество
факторов, связанных с использованием
новейшей техники и технологии, с ее социальными
и культурными последствиями»6.
Заключение
«Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К
образовательным учреждениям
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
-другие
учреждения, предоставляющие
Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).
Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности»7.
Таким образом, выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
Список литературы:
Основная:
1)Иллих И.Н. “Общество, отказавшееся от образования” 1971г.
2) Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели.” Москва, “Наука”, 1997г.
3) Н.П. Капуслен Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 1999.
4) Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 № 5.
5) А.С. Границкая Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991.
6) Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, “Academa” 2000г.
7)Арапов
М.В., Загвоздкин, В.К. “Вольдорфские школы
в России”, 2000г.
Дополнительная:
1)Журнал “Вестник образования” № 9 1998г.
2) Журнал “Вестник образования” № 14 2000г.
3) Журналы
“Дошкольное воспитание” № 5, 12 1997г., №
2 1998г., № 7 2000г.
Информация о работе Система образования в Российской федерации