Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному.

Содержание

Глава I. История вопроса
1.1 Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников
1.2 Подход к эстетическому воспитанию в советское время
1.3 Эстетическое воспитание личности в современных условиях
Глава II. Эстетика детской жизни
Глава III. Формирование эстетической культуры учащихся
3.1 Эстетическое восприятие природы
3.2 Формирование эстетической культуры средствами искусства
3.2.1 Художественная литература
3.2.2 Музыка
3.2.3 Изобразительное искусство
3.2.4 Синтезирующие виды искусства
3.3 Детское творчество
Глава IV. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 45.25 Кб (Скачать)
text-align:justify">Музыка и пение в  школах не только учебный предмет, но и мощное средство воспитания, которое  должно эмоционально и эстетически  окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без  понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности  слушать музыку и получать наслаждение  от нее. Без музыки трудно убедить  человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.

 

Музыка и пение также  призваны разнообразить обучение; особенно это важно для младших школьников, так как чем более разнообразно обучение, тем лучше для первоначального  обучения. В качестве одного из воспитательных средств на начальном этапе обучения К.Д. Ушинским было предложено классное пение - независимо от того, на каком уроке им пользоваться. По мнению выдающегося педагога, классное пение - это "прекрасное, освежающее и гармонизирующее класс средство" [14; 103], однако с его применением могут возникнуть затруднения, если у учителя нет музыкального слуха; в таком случае вместо пения можно применять коллективное чтение вслух различных стихотворений, также обладающих своим внутренним ритмом.

 

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание  героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе  отводится прослушиванию музыкальных  произведений в записи, а также  ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Утвердилась  такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую  включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых  коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают  музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и  подвигов.

 

 

3.2.3 Изобразительное искусство 

 

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет - линия - объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

 

Произведения изобразительного искусства, помогая познавать жизнь  человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и  фантазию. В картине, скульптуре запечатлено  мгновение, один момент в цепи событий. И зритель с помощью своего воображения оживляет картину, видит  за ней события, характеры, образы в  их динамике.

 

Что касается живописи, то можно  сказать, что рассматривание картин является таким же сложным способом эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это углубленное  познание вещей, и что особенно важно - познание мира чувств. При этом существует множество картин, которые школьник должен рассматривать и в детстве, и в отрочестве, и в ранней юности, так как в настоящем искусстве нет ничего элементарного, и каждый раз человек видит в них что-то новое. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты. Благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи и в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее.

 

Большое внимание необходимо уделять тем произведениям живописи, в которых отражен человек  с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств. Это  правило эстетического воспитания особенно важно в познании живописи и изобразительного искусства вообще. Портретная живопись являет собой исключительно  сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического  воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательной работы является развитие эмоциональной  чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека. Картины  и скульптурные произведения с этой точки зрения составляют целую школу  эмоционально-эстетического воспитания.

 

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися  произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства  и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную  связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности  искусства с ними проводят занятия: "Искусство видеть. Ты и мир  вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - художник", "Изобразительное  искусство и мир интересов  человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

3.2.4 Синтезирующие виды  искусства 

 

Такие виды искусства, как  театр, кино, телевидение, эстрада, цирк, обладают широкой популярностью. Они  соединяют в себе элементы нескольких искусств: литературы, живописи, музыки, художественной фотографии, танца и  т.д.

 

Театр обладает огромной силой  эстетически-эмоционального воздействия. Его специфика - в сценической  выразительности: в сочетании художественного  чтения, пантомимы, декоративного оформления и музыкального сопровождения и  в своеобразной атмосфере восприятия спектакля. В театре устанавливается  прямой творческий контакт актеров  со зрителями, создаются наиболее благоприятные  условия для сопереживания. Поэтому  столь непосредственной и активной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при  которых дети были бы способны поддаться  обаянию игры актеров.

 

Самыми массовыми видами современного искусства являются кино и телевидение, вобравшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижения научно-технического прогресса. Такие художественные средства кино и телевидения, как монтаж, крупные планы, ракурс, цвет, звук, динамика изображения и другие, способны передать огромную информацию, оказать сильное воспитательное влияние на юного зрителя. Нужно еще учитывать, что ни один вид искусства не может охватить такую широкую детскую аудиторию, как телевидение и кино. Поэтому кино-, видео - и телефильмы играют большую роль в формировании эстетической культуры учащихся. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

 

 

3.3 Детское творчество 

 

Творчество является могучим  стимулом духовной жизни человека. Творческое вдохновение - человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что  он живет. Без творчества невозможно представить жизнь школьников. Они  стремятся выразить себя, и выразить не только в результатах своей  учебы, но и во внутреннем духовном мире; быть не только пассивными потребителями  духовных благ и ценностей, но и творцами.

 

Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые ранее, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим  духовным достоянием.

 

Важнейшим первоисточником  творчества как самовыражения и  самоутверждения личности является слово. Творческое вдохновение, которое  переживается уже в детские годы, начинается с того, что слово как  духовное богатство личности становится строительным материалом, из которого ребенок что-то создает. Первой сферой творчества, в которой ребенок  утверждает свои способности и познает себя, зачастую становится сочинение или сказка.

 

Значительное место в  духовной жизни детей и подростков занимает драматическое творчество. Школьники могут организовать свой кукольный театр, театр сказки; довольно широко распространены драматические  кружки, где учащиеся могут не просто исполнять роли в постановках, но и сочинять и инсценировать свои собственные пьесы.

 

эстетическое воспитание школьник творчество

 

Формирование художественно-творческих способностей требует особой методики. Начиная с самого раннего возраста, необходимо предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей, чему способствуют работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом. Важно своевременно обнаружить природные задатки, склонности ребенка (путем наблюдения, проверки слуха, зрительного восприятия), стимулировать творческую деятельность детей, закреплять достигнутый успех постоянной тренировкой, постепенно усложнять виды деятельности в процессе овладения новыми умениями и навыками. При этом надо помнить, что занятия музыкой, хореографией, рисованием и т.д. лишь тогда обогащают ученика эстетически и нравственно, когда они приносят ему радость. Существенным условием успеха служит и объективная оценка художественного творчества детей.

 

Таким образом, к средствам  эстетического воспитания школьников относятся эстетическое восприятие природы, искусство и творческая деятельность. Среди средств эстетического  воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной  форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей  и самого человека. Обращение к  искусству как средству эстетического  воспитания требует сохранения его  целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия  специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера  творческой индивидуальности.

 

Глава IV. Практическая часть 

 

Как уже было ранее отмечено, показателем результативности эстетического  воспитания служит уровень развития эстетического сознания школьников, их творческое отношение ко всему  освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений. Для выявления уровня развития эстетического  сознания учащихся мною были разработаны  анкеты как для самих школьников, так и для учителей. Данные, полученные в результате анкетирования, предположительно позволят объективно оценить уровень эстетического сознания школьников и предложить пути его коррекции.

 

Анкета для учителя.

 

1.  Замечаете ли вы  в учащихся своего класса любовь  и бережное отношение к природе?

 

а) да, практически во всех;

 

б) в некоторых;

 

в) почти ни в ком.

 

2.  Часто ли с учащимися  уроки (например, природоведения, биологии, краеведения) проводятся в форме  экскурсий?

 

а) довольно часто;

 

б) иногда;

 

в) очень редко.

 

3.  Успешно ли учащиеся  пишут сочинения, изложения, в  которых основная часть отводится  описанию природы?

 

а) в целом успешно;

 

б) отдельные ученики справляются  плохо;

 

в) многие ученики не справляются  с заданием.

 

4.  Пробовали ли учащиеся  отображать свои впечатления  о природе в стихах, рассказах,  рисунках, поделках?

 

а) да, большинство учащихся занимается подобным творчеством;

 

б) некоторые ученики увлекаются этим;

 

в) практически никто не пробовал.

 

5.  Активно ли учащиеся  на уроках литературы принимают  участие в обсуждении персонажей, их поступков?

 

а) да, учащиеся имеют свое мнение и стремятся выразить его;

 

б) большинство активно, но есть и незаинтересованные;

 

в) лишь немногие участвуют  в обсуждении.

 

6.  Охотно ли учащиеся  заучивают наизусть стихотворения  и рассказывают их?

 

а) охотно, рассказывают выразительно, эмоционально;

 

б) кому-то это нравится, кому-то нет;

 

в) рассказывают только ради оценки.

 

7.  Любят ли дети  петь (как хором, так и индивидуально)?

 

а) любят и часто поют;

 

б) есть некоторые ученики, увлекающиеся пением;

 

в) любви к пению не наблюдается.

 

8.  Проводятся ли с  учащимися экскурсии в музеи,  выставочные залы, картинные галереи?

 

а) да, регулярно;

 

б) время от времени;

 

в) крайне редко.

 

9.  Организуются ли  с учащимися походы в театр?

 

а) организуются регулярно;

 

б) ели необходимо посмотреть программное произведение4

 

в) нет, не организуются.

 

10.  Обсуждают ли учащиеся  с вами увиденные кино-, видео  - и телефильмы?

Информация о работе Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры