Синергизм учебно-педагогического воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Одной из актуальных проблем современного образования является повышение его качества. Образованность человека выступает как совокупный результат образовательной и самообразовательной деятельности самого человека и профессиональной деятельности педагогов, сопровождающих его в образовательном процессе.

Работа содержит 1 файл

синергизм учебно-педагогического воздействия.docx

— 13.12 Кб (Скачать)

    Одной из актуальных проблем современного образования является повышение  его качества. Образованность человека выступает как совокупный результат  образовательной и самообразовательной  деятельности самого человека и профессиональной деятельности педагогов, сопровождающих его в образовательном процессе.

    Педагогическое  взаимодействие в русле системного подхода можно рассматривать  как совокупность трех компонентов: профессионально-педагогического, учебно-педагогического  и учебного взаимодействий (Г.Н. Сериков). Профессионально-педагогическими являются образовательные отношения, возникающие между педагогами в процессе реализации их профессиональной деятельности. К ним можно отнести отношения преподавателя к методическому средству, отношения педагогического коллектива или отдельного педагога с какой-либо педагогической системой, взаимоотношения между руководством и преподавателями и др. Основанием осуществления профессионально-педагогического взаимодействия является сходство профессиональных компетенций преподавателей различных учебных дисциплин.

    Суть  синергизма состоит в эффектах совместного  действия, которые очень часто  существенно выше суммарного эффекта разрозненных действий. Для различных социальных групп свойственен  особый вид синергизма, который Г.Н. Сериков характеризует как групповой антропосинергизм. «Групповой антропосинергизм предстает как своеобразная социальная целостность субъектов, сотрудничающих друг с другом. Каждый из них выполняет свои функции во взаимодействии с партнерами, а все вместе они сориентированы на достижение каких-то общих целей» [4, с. 98].

    Мы  полагаем, что применительно к  нашему исследованию групповой антропосинергизм проявляется в следующем. В курсах различных учебных дисциплин преподаватели предъявляют студентам единый алгоритм анализа изучаемых объектов. В то же время каждый преподаватель имеет свой стиль индивидуальности и в соответствии с ним выстраивает логику изложения учебного материала, комбинируя различные виды представления информации. Каждый студент имеет право выбора заданий предметного и межпредметного характера в соответствии со своими познавательными предпочтениями. Тогда формирование и становление общенаучных понятий у отдельного студента протекает успешнее при изучении того предмета, на занятиях того преподавателя, чей стиль индивидуальности, логика и форма предъявления информации ему ближе. Как раз эта предметная область становится опорой для переноса знаний существенных признаков общенаучного понятия в другие предметные области, т.е. служит началом становления понятия именно как общенаучного. При этом происходит сопряжение знания интерпретаций существенных признаков общенаучного понятия, сформированных на материале различных предметных областей, в целостные когнитивные структуры.

    В заключение отметим, что ходе педагогического  эксперимента предположение о синергетическом  эффекте в становлении общенаучных  понятий у студентов, обусловленном проектированием и реализацией педагогами общего методического замысла получило свое подтверждение.

Информация о работе Синергизм учебно-педагогического воздействия