Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория обучения".
1.
Предмет дидактики и ее основные понятия Термин дидактика происходит от греч. и означает понятие обучающий. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактика
– отрасль педагогики, изучающая вопросы
теории образования и обучения . Обучение
– целенаправленный процесс взаимодействия
учителя и учащихся, в ходе которого происходит
усвоение новых знаний, умений, навыков,
осуществляется воспитание и развитие
учащихся. Образование - та сторона
воспитания, которая включает в себя систему
культурных и научных ценностей, накопленных
человечеством. Дидактика отвечает на
вопросы :-чему учить? - как учить? - где
учить? Основные понятия
дидактики : Учебный процесс. Принципы
обучения. Методы обучения. Содержание
образования. Формы организации учебной
работы и др. Впервые в истории педагогической
мысли теорию обучения как систему
научных знаний, как педагогическую науку,
разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. Задачи
дидактики на современном
этапе. 1. Воспитывающее влияние
обучения на формирование нравственных
и волевых качеств личности 2.Формирование
познавательной активности и самостоятельности.3. культура общения |
2.
Методологические основы теории обучения Принципиальные
положения, определяющие общую
организацию, отбор содержания,
выбор форм и методов обучения,
вытекают из общей методологии Бихевиористы
отождествляют психическую Уяснению
методологических основ процесса
обучения способствует |
3.
Основные компоненты учебного процесса Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты: 1) целевой; 2) стимулирующе-мотивационный; 3) содержательный; 4) операционно-действенный; 5) контрольно-регулировочный; 6) оценочно-результатовный. Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов. Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы. Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов. Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями. Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства. Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения. Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности. Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. |
4.
Основные требования к уроку в современной школе 1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным. 2.Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме. 3.Построение урока должно строго соответствовать теме. 4.Поставленные задачи
урока- развивающие, 5.Учащиеся должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где пригодится в жизни. 6.В процессе урока необходимы: -рациональное использование
наглядности, дидактического -разнообразие активных форм и методов обучения; -четкая организация
мыслительной деятельности -создание атмосферы педагогики сотрудничества, творческой атмосферы; -совершенствование
учащимися навыков -урок любого типа
должен не только давать 7.Логичность, последовательность,
умение выделить главное в
изученном материале, умение 8.Последовательная постановка целей урока и его этапов. 9.Проверка домашнего
задания с установкой на |
5.
Актуальные проблемы современной дидактики. Пути повышения эффективности дидактики Актуальные проблемы
дидактики определяются теми задачами,
которые выдвигаются перед Прежде всего выдвигается
проблема теории содержания образования
во всех ее аспектах: характер общего образования,
учебный план, программы, учебники.
В тесной связи с этой проблемой
требуют разработки вопросы повышения
научного уровня преподавания, определения
наиболее эффективных путей К решению этой проблемы
ведут два основных пути: разработка
методологических основ построения
дидактики как теории образования
и обучения и исследование актуальных
проблем, выдвигаемых обществом
перед школой и дидактической
наукой. Успех дальнейшего развития
дидактики во многом зависит от совершенствования
методов дидактических |
6.
Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности школьников. В дидактике выделяют 3 основные формы организации учебной деятельности школьников. Фронтальная; Индивидуальная; Групповая. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты её. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися. Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков: Она нацелена на некоего абстрактного ученика, на требование единого темпа работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Групповая форма несёт в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Индивидуальная форма организации учебной работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебной и научной литературой, разнообразными источниками, построение чертежей, написание рефератов, докладов; выполнение тестов и т.д. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. |
7.
Общая характеристика содержания образования в современной школе. Под понятием содержание
образования подразумевают |
Домашняя работа учащихся. Пути предупреждения перегрузок учащихся. Специальные исследования
показывают, что проблема повышения
эффективности обучения может быть
успешно решена только при условии,
если высокое качество урочных занятий
будет подкрепляться хорошо организованной
домашней работой учащихся. Между
тем в периодической печати появляются
публикации, в которых рассказывается
о якобы передовом опыте |
Лекции, семинары, практикумы, факультативы, экскурсии как формы организации учебной работы. Наряду с традиционными уроками выделяют нетрадиционные, не стандартные уроки на которых используется оригинальные приемы активизирующие всех учеников. К не стандартным урокам относятся: ЛЕКЦИЯ. Учебная лекция позволяет за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного материала. Ее отличие от урока - монологический способ изложения материала. Лекция проводится по плану, который записывается на доске или плакате. В ходе лекции можно привлекать заранее подготовленных учащихся с краткими сообщениями, демонстрациями приемов решения отдельного вопроса. СЕМИНАР. Подготовка к семинару ведется 2-3 недели. Учащиеся изучают материал учебника и дополнительной литературы, собирают материал для своих сообщений. Семинар можно проводить в различных формах: фронтальной, групповой, индивидуальной или в форме деловой игры. Главная задача семинара - формирование навыков самостоятельной работы, самостоятельного мышления. ПРАКТИКУМ. Важное значение в реализации связи теории с практикой имеют практические занятия, или уроки производственного обучения. Цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили приемы и способы выполнения действий и операций, необходимых для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ по определённой профессии. Факультативы. На факультативных занятиях лекции сочетаются с практическими занятиями, на которых учащиеся приобретают навыки работы с литературой, умения самостоятельного умственного труда, осваивают методику проведения несложных исследований и экспериментов, вырабатывают навыки обращения с техникой и лабораторным оборудованием. Широко применяется на факультативных занятиях проблемное обучение, достигается развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. |
Звенья процесса усвоения знаний и способов деятельности. Усвоение знаний – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий. В психологическом аспекте усвоение определяется как познавательная деятельность, включающая такие психические процессы, как восприятие, память, мышление. Оно непосредственно связано также с особенностями личности – ее чувствами, волей и т.д. Действительное усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, пробовал применять соответствующие знания, что способствовало выработке определенных умений и навыков. Следовательно, усвоение – это не спонтанный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а целенаправленное их формирование в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности учащихся. Многочисленные исследования
показали, что структура учебно- В результате этой деятельности
ученик усваивает содержание учебного
материала. Овладевая знаниями, учащиеся
учатся перестраивать, переосмысливать
их, применять к решению |
Общее, политехническое и профессиональное образование. Общее Долгое время общее образование понималось упрощённо, лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и являющееся базой последнего. Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной. В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественнонаучного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. Математика к тому же вооружает формализованным языком выражения зависимостей в виде формул, чертежей, графиков. Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) помогают постичь законы общественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущем труженику и защитнику. · политехническое Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим. Политехническое образование связано с решением таких задач, как: знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства; выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства; основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства; подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью. · специальное (профессиональное) Специальное образование представляет собой совокупность знаний, практических умений и навыков, дающих возможность заниматься определённым родом деятельности в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники и культуры. Задача школы заключается в проведении планомерной профориентационной работы, научная постановка которой включает: обоснованный прогноз потребностей в рабочих кадрах в регионе на длительный период; систему знаний о профессиях; методику изучения интересов и склонностей учащихся; технологии развития интересов и склонностей в системе политехнического образования, трудового обучения и воспитания, производственного обучения (в тех школах, где для этого созданы условия), внеклассной и внешкольной работы. |
12. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Развивающая функции обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации, обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее. Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. |
13.
Единство процессов обучения и воспитания. Единство обучения и воспитания - важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса Воспитательная система - это наиболее эффективный и верный и верный путь в воспитании. Воспитательная система - комплекс воспитательных целей, субъектов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками. Развитие воспитательной системы - педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагоги, воспитатели, учащиеся, родители. Обучение и
воспитание представляют собой определенный
законченный и сформированный процесс.
1. Под обучением понимается приобретение
знаний, умений и навыков через
различные приемы и уровни творческого
восприятия и практической деятельности,
культурные и морально-этические
идеи. 2. Воспитание в данном случае
представляет собой процесс зарождения
и становления различных К внутренним
противоречиям относятся 2) наличием определенных
знаний и возможностью и 3) существующей
формой коллективного способа
подачи знаний и способом |
14.
Роль личности учителя в учебном процессе. Творческий подход к работе. Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» учащийся. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов. |
15.
Стимулы и мотивы учения. Развитие познавательной самостоятельности и творческого мышления школьников в учении. Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней. К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). Стимулы учения Стимулировать – значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо. Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые, в свою очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей, опираться на достигнутый уровень их развития. |
16.
Сущность, основные закономерности и движущие силы процессов обучения. Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных: 1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки; 2) развивающая
- это развитие памяти, мышления,
внимания, волевой и эмоциональной
сфер; 3) воспитательная - формирует
эстетическую культуру, морально-нравственную
сферу; 4) социальная - формирование
личности ребенка, отвечающая
социальному обществу; 5) валеологическая
- функция здоровосбережения; 6) функция
социальной защиты или ф-я пед. |
||
17.
Проблемное обучение В ходе проблемного обучения преподаватель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. При проблемном обучении изложение осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия. Суть проблемного
изложения заключается в |
18.
Программированное обучение Это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога Идея программированного обучения была предложена американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом. Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника и др.). В программированном
обучении учение осуществляется как
четко управляемый процесс, так
как изучаемый материал разбивается
на мелкие, легко усваиваемые дозы.
Они последовательно не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; требует больших затрат времени; применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Особенности программированного обучения заключаются в следующем: учебный материал разделяется на отдельные порции; учебный процесс состоит из последовательных шагов,содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем; при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном
ответе учащийся получает помощь и
дополнительные разъяснения; каждый учащийся
работает самостоятельно и овладевает
учебным материалом в посильном
для него темпе; результаты выполнения
всех контрольных заданий |
19.
Характеристика принципов обучения: научности, систематичности и последовательности в обучении, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Принципы обучения – это исходные положения, на которые опираются при определении: а) содержания образования; б) методов обучения; в) организационных форм. Принципы обучения по своему содержанию и практической реализации постоянно меняются, что обусловлено социальным заказом и уровнем изученности закономерностей познавательной деятельности. Принцип научности обучения является важнейшим принципом обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого. |
20. Подготовка учителя к уроку. Поурочное и тематическое планирование. Подготовка учителя к уроку Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:1. Учет особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся. 2. Учет индивидуальных особенностей: тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ. 3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока: Подготовка учителя к уроку предполагает два вида планирования. Тематическое планирование—это планирование системы уроков по данной теме. Учитель делит материал этой темы на небольшие части—уроки, определяет образовательные и воспитательные задачи темы в целом, намечает основные дидактические цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, практических и контрольных работ, указывает материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календарные сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отводимых на данный учебный предмет учебным планом и расписанием учебных занятий. Размеченная таким образом программа служит для учителя календарным те-матическим планом по предмету. Поурочное планирование—это планирование одного конкретного урока. Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его образовательные и воспитательные задачи, планирует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Продумывает, как на данном уроке будут реализованы дидактические принципы. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приемы и в какой последовательности будут использованы на данном уроке, чем будет характеризоваться познавательная деятельность учащихся, какой будет психологическая и логическая сторона урока, какие технические средства бу-дут использованы на уроке. Учитель намечает оборудование урока, продумывает его организацию: как будет сочетаться фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы на уроке, как будет осуществляться контроль за ходом усвоения материала детьми, как обеспечить активность и работоспособность всех учащихся на протяжении урока, когда дать учащимся отдых, меняя виды работы или, включая небольшие физкультминутки, кого из учащихся и когда спрашивать, как будут подведены итоги работы на уроке, что будет (если это необходимо) задано на дом, как распределится время на уроке. |
21. Общее понятие о методах и приемах обучения. Их двусторонний характер. Обучение – это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется. Методы обучения являются
и исторической, и социальной категорией,
так как они меняются в зависимости
от исторических и социальных условий.
Реформируются учебные |
22. Классификация методов обучения. По характеру познавательной деятельности учащихся и характеру деятельности учителя методы разделяются на: 1. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 2. Наглядные методы. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. 3. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. |
23.
Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний. Словесные методы Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия. Рассказ учителя, сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Лекция - систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции. Беседа - подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная,по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов. Дискуссия - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах). Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм - засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики. Наглядные методы Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным методам относятся: иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства. Применение наглядных методов сочетается со словесными, основано на связи первой и второй сигнальной системы. Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; - создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами. Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления. Практические методы Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относятся следующие методы. Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты. Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики и т.п.) опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр. Цель практических работ - применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков. Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными. Преобладание методов одной из этих групп снижает эффект обучения. |
||
24 характеристика методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности -- это уровень мыслительной активности учащихся.Выделяют следующие методы:* объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);* репродуктивные;* проблемного изложения;* частично-поисковые (эвристические);* исследовательские.Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. проблемного изложения.Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель -- учащиеся -- преподаватель -- учащиеся и т. д.Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:* преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;* учащиеся самостоятельно ее разрешают;* преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. |
25 Классификация методов обучения в зависимости от дидактической цели и средств обучения В данной классификации
выделяют следующие методы обучения:--
методы приобретения
новых знаний;-- методы
формирования умений
и навыков;-- методы
применения знаний;
методы закрепления
и проверки знаний, умений,
навыков.В качестве критерия подразделения
методов на группы по этой классификации
выступают цели обучения. Такой критерий
больше отражает деятельность преподавателя
по достижению обучающей цели. Например,
если ставится цель познакомить учащихся
с чем-либо, то для ее достижения педагог,
очевидно, будет использовать доступные
ему словесные, наглядные и другие методы,
а для закрепления предложит учащимся
выполнить устные или письменные задания.При
такой классификации методов устраняется
в известной степени разрыв между отдельными
их группами; деятельность преподавателя
направляется на решение дидактических
задач. |
26индивидуализация процесса обученияТребования учитывать
индивидуальные особенности ребёнка
в процессе очень давняя традиция.
Необходимость этого очевидна, ведь
учащиеся по разным показателям в
значительной мере отличаются друг от
друга. Это требование находит отражение
в педагогической теории по названием
принципа индивидуального подхода. |
27
методы
стимулирования ученияРазнообразные
исследования структуры деятельности
человека неизменно подчеркивают необходимость
наличия в ней компонента мотивации. Любая
деятельность протекает более эффективно
и дает качественные результаты, если
при этом у личности имеются сильные, яркие,
глубокие мотивы, вызывающие желание действовать
активно, с полной отдачей сил, преодолевать
неизбежные затруднения, неблагоприятные
условия и другие обстоятельства, настойчиво
продвигаясь к намеченной цели.. Первая
подгруппа - методы стимулирования интереса
к процессу обучения. Исходя из принципов
психологии обучения, интерес как
мощный фактор, что стимулирует деятельность,
характеризуется такими особенностями:
1) позитивной эмоцией относительно
деятельности; 2) наличием познавательной
стороны этой эмоции (мне интересно
это знать); 3) выражением непосредственного
мотива, который является типичным
для самой деятельности.1. |
28 Основные средства обучения и их виды Основные функции: 1.Компенсаторность - восстановительный, энерго - и время - сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя). 2. Адаптивность - более спокойный, равномерный процесс "погружения" в новый учебный материал. 3. Информативность - ознакомление с необходимой учебной информацией. 4. Интегративность - возможность рассмотрения предмета или явления как в целом виде, так и по составным элементам. 5. Инструментальность - технически безопасное и рациональное выполнение действий студентами и педагогом, воспитание культуры педагогического труда. Вид средства обучения: Учебники (учебные пособия) Являются основным источником информации при самостоятельном изучении, закреплении и повторении учебного материала на уроке и в процессе домашней работы. -Справочники.Способствуют
формированию у учащихся -Сборники задач
и заданий Позволяют педагогу
оперативно предъявлять -Тесты (сборники
тестов) по предметуОбеспечивают
возможность объективной -Натуральные наглядные
пособияПозволяют получить -Изобразительные
наглядные пособия: плакаты, -МоделиПозволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии - Макеты, муляжиДают возможность получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме -Педагогические
программные средства (ППС) персональных
компьютеровЯвляются средством
управления учебной -Экранные пособия:
учебное кино (кино-, видеофильмы,
фильмы-фрагменты, фильмы - кольцовки)
Позволяют демонстрировать -Диафильмы, слайдыПозволяют
воспроизводить системы -ВидеозаписьПозволяет
оперативно записывать и -ЗвукозаписьПозволяет
воспроизводить через -Дидактические материалы
для работ учащихсяПозволяют
оперативно предъявлять |
29
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Изучение сущности
и структуры урока приводит, к
выводу, что урок является сложным
педагогическим объектом. Как и всякие
сложные объекты, уроки могут
бить разделены на типы по различным
признакам. Этим объясняется существование
многочисленных классификаций уроков.В
теории и практике обучения
ведущее значение отводится
следующим типологиям
уроков:- по основной дидактической
цели;- по основному способу их проведения;-
по основным этапам учебного процесса.По
основной дидактической цели выделяют
такие типы уроков:P урок ознакомления
с новым материалом;P урок закрепления изученного;P
урок применения знаний и умений;P
урок обобщения и систематизации знаний;P
урок проверки и коррекции знаний и умений;P
комбинированный урок.Типологией
по основному способу
проведения их подразделяют
на уроки:P в форме беседы;P
лекции;P
экскурсии;P киноуроки;P самостоятельная работа
учащихся;P лабораторные и практические
работы;P
сочетание различных форм занятий.Если
же за основу типологии, берутся основные
этапы учебного процесса, то выделяют
уроки:P
вводные;P первичного ознакомления
материалом;P образования понятий,
установления законов и правил;P
применения полученных правил на практике;P
повторения и обобщения;P контрольные; смешанные
или комбинированные.Так, например, КОНТРОЛЬНЫЕ
УРОКИ, являющиеся одним из элементов
типологии по основным этапам учебного
процесса, они подразделяются, на следующие
виды: уроки устного опроса; письменного
опроса; зачеты; лабораторные и практические
работы; самостоятельные и контрольные
работы; сочетание разных видов.Разработка
любого урока начинается с целеполагания
и постановки целей. В педагогической
практике имеются следующие типичные
постановки целей: |
34 Критерии
выбора методов обученияБольшинство
из исследователей проблемы методов обучения
приходит к выводу о том, что поскольку
понятие "метод" многоаспектное,
многостороннее то метод обучения в каждом
конкретном случае должен как бы конструироваться
преподавателем. В любом акте учебной
деятельности всегда сочетается несколько
методов. Методы всегда как бы взаимно
проникают друг в друга, характеризуя
с разных сторон то же взаимодействие
педагогов и обучаемых. И если мы говорим
о применении в данным момент какого-то
определенного метода, то это означает,
что он доминирует на данном этапе, внося
особенно большой вклад в решение основной
дидактической задачи. приходит к выводу
о том, что поскольку понятие "метод"
многоаспектное, многостороннее то метод
обучения в каждом конкретном случае должен
как бы конструироваться преподавателем.
В любом акте учебной деятельности всегда
сочетается несколько методов. Методы
всегда как бы взаимно проникают друг
в друга, характеризуя с разных сторон
то же взаимодействие педагогов и обучаемых.
И если мы говорим о применении в данным
момент какого-то определенного метода,
то это означает, что он доминирует на
данном этапе, внося особенно большой
вклад в решение основной дидактической
задачи. В дидактике установлена следующая
закономерность. Чем в большем числе аспектов
был обоснован преподавателем выбор методов
обучения (в перцептивном, гностическом,
логическом, мотивационном, контрольно-оценочном
и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные
результаты будут достигнуты в процессе
обучения, причем за меньшее время. 30 характеристика принципов обучения: активности, сознательности, доступности, прочности, наглядности К.Д. Ушинский определил
необходимые условия хорошего обучения
так: своевременность, постепенность,
органичность, постоянство, твердость
усвоения, ясность, самодеятельность учащихся,
отсутствие чрезмерной напряженности
и чрезмерной легкости, правильность. |
33 самостоятельная учебная деятельность и ее виды Самостоятельна
учебная работа - можно сказать
высшая форма учебной деятельности
(также, как и самоучение). Самостоятельная
работа определяется как индивидуальная
или коллективная учебная деятельность,
осуществляемая без непосредственного
руководства педагога, но по его
заданиям и под его контролем.По
формам организации самостоятельная
работа может быть фронтальной - учащиеся
выполняют одно и то же задание, например,
пишут сочинение; групповой - для
выполнения учебных заданий обучающиеся
разбиваются на группы (по 3-6 человек);
парной - например, при проведении наблюдений
под микроскопом, на занятиях в лингафонном
кабинете; индивидуальной - каждый обучающийся
выполняет отдельное задание, например,
пишет реферат на заданную тему.
Самостоятельная работа может проходить
в классе (лаборатории, кабинете, мастерской
и т.д.), во время внеклассных и
внешкольных мероприятий (на пришкольном
опытном участке, в уголке живой
природы, на экскурсии и т.д.), дома.Наиболее
распространенные виды самостоятельной
работы: работа с учебником, справочной
литературой или 31 Урок- основная форма и организация учебного процесса Существует множество
подходов к определению понятия
урока. Несмотря на это, можно выделить
общие признаки понятия «урок»: 1.
Урок - основная форма организации
учебно-воспитательного Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения Триединая цель урока: Обучающий аспект ; Воспитывающий аспект; Развивающий аспект. оСНОВНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО
УРОКА: 1. Организационный – организация
класса в течение всего урока, готовность
учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед
учащимися, как на весь урок, так и на отдельные
его этапы. 3. Мотивационный – определение
значимости изучаемого материала как
в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный
– уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала
для изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический
– выбор форм, методов и приемов обучения,
оптимальных для данного типа урока, для
данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование
оценки деятельности ученика на уроке
для стимулирования его активности и развития
познавательного интереса. 8.Аналитический
– подведение итогов урока, анализ деятельности
учащихся на уроке, анализ результатов
собственной деятельности по организации
урока. Современный урок, благодаря своему
разнообразию, гибкости, динамичности
способен решать любые задачи, выдвигаемые
обществом - всесторонне развивать личность
учащихся. |
32 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 35 Методы обучения, их классификация и характеристика Это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы и обучения. Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь остальной спектр: знания суммирующие и интеллект развивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии). Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные знания являются средством формирования системы знаний. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Приемы, которые используются: 1. убеждение, 2.положительный пример, 3.упражнение (приучение), 4.одобрение-осуждение, 5.требование, контроль. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия, подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Лабораторные работы —это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Средства воспитания —это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности уч-ся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Новые средства обучения — с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET…Сущность и содержание воспитания.Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.Основным частям общественного опыта выделяются основные направления содержания воспитания и образования:• физическое воспитание;• эстетическое воспитание;• трудовое воспитание;• умственное воспитание;• нравственное воспитание.В каждом из этих направлений можно выделить следующие составные части, являющиеся "строительными блоками" личности человека:V знания - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения;• навыки - простые приемы деятельности;• умения - это владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя и знания, и навыки;• отношения - оценочные суждения;• творческая деятельность - рождение новых идей, основанное на всех предыдущих составляющих направлений содержания образования. |
36 Учебные планы и принцип их построения Учебный план - это
официальный документ, регламентирующий
состав учебных дисциплин, их объем
и виды аттестации знаний. На основе
государственных 41 дифференцированный подход к содержанию образования Дифференцированное
обучение, как показывает практика,
осуществляется в двух основных формах:
«внешней» и «внутренней».« |
37 учебные
программы и принципы
их построения Учебная программа
- это нормативный документ, в
котором очерчивается круг основных
знаний, навыков и умений, подлежащих
усвоению по каждому отдельно взятому
учебному предмету. Она включает перечень
тем изучаемого материала, рекомендации
по количеству времени на каждую тему,
распределение их по годам обучения
и время, отводимое для изучения
всего курса. В настоящее время
в российских школах используются два
вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ
и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. Типовые
программы очерчивают лишь наиболее
обобщенный, базовый круг общеобразовательных
знаний, навыков, умений и систему
ведущих научных 42 новые технологии обучения В настоящее время
практически все развитые страны
мира осознали необходимость реформирования
своих систем образования с тем,
чтобы ученик, студент действительно
стали центральной фигурой |
43 Анализ и самооценка урока Качество
и эффективность урока во многом
зависит от умения учителя анализировать
свои и чужие успехи и ошибки.
Поэтому важным элементом педагогического
творчества является анализ и самооценка
своего урока. Анализ собственной работы
— одна из самых продуктивных мер
повышения квалификации. Его качество
зависит от многих факторов, и прежде
всего от привычки учителя к вдумчивому
разбору своих действий и тех
последствий и результатов, к
которым они привели, или могут
привести. Анализ полезно проводить
сразу после состоявшегося 1. Общая
структура урока( типу урока, 2.Реализация
основной дидактической цели
урока.( требования программы , 3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения. 4.Воспитание в процессе урока. 5. Соблюдение основных принципов дидактики. 6. Выбор методов обучения. 7.Работа учителя на уроке. 8. Работа учащихся на уроке. записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? 9.Гигиенические
условия урока. 10.Некоторые специальные
задачи 40 ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Гуманизация - это цель формирования личности, а гуманитаризация - это средство достижения этого. Гуманизм - это любая система мировоззрения, где признаются ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманитаризация образования заключается в создании новой программы формирования и развития целостного духовного мира человека в условиях супертехногенной цивилизации XXI - го века. Гуманизация направлена на создание таких методов, форм, содержания обучения и воспитания, которые обеспечивают раскрытие индивидуальности студента - его познавательных процессов, личностных качествГлавным положением гуманистической концепции является признание достоинств личности, ее прав и свободы выборов, на реализацию и дальнейшее развитие своих способностей, и создание для этого соответствующих благоприятных условий обучения Гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждает универсальную значимость каждой отдельной личности из всего человеческого бытия. Гуманизм, как система ценностных ориентаций и установок, приобретает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий и рассматривает воспитуемого в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в соответствии с его потенциальными способностями Гуманистическая педагогика ориентирована на личность и в этой связи становится личностно-ориентированной педагогикой. Она отличается смещением приоритетов на развитие различных сфер личности обучаемого, направлена на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных, производственных и жизненных ситуаций, характеризуется образованием адекватных отношений между педагогом и обучаемым, требует обеспечения надлежащих условий для успешного достижения переориентации педагогического процесса. Гуманизация обучения и воспитания создает оптимальные условия, в которых студент не может не учиться и не может учиться ниже своих потенциальных возможностей. Гуманистическая педагогика требует максимального приближения педагогов к обучаемым, обеспечения атмосферы комфорта. |
44
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Технология обучения —
это термин, обозначающий разработанные
Л. Роном Хаббардом методы, позволяющие
эффективно учиться. Г.Е. Муравьева на
основе анализа литературы выделяет основные
признаки или характеристики
технологии обучения как процедуры
деятельности: |
45
личностно ориентированные технологии обучения Технологизация
личностно ориентированного образовательного
процесса предполагает специальное
конструирование учебного текста, дидактического
материала, методических рекомендаций
к его использованию, типов учебного
диалога, форм контроля за личностным
развитием ученика в ходе овладения
знаниями. Только при наличии дидактического
обеспечения, реализующего принцип
субъектности образования, можно говорить
о построении личностно-ориентированного
процесса. Кратко сформулируем основные
требования к разработке дидактического
обеспечения личностно |
33.
Самостоятельная работа учащихся, ее виды В дидактике
под самостоятельной работой
ученика понимают такую его деятельность,
которую он выполняет без |
39
Педагогический опыт
– совокупность знаний, умений и навыков,
полученных учителем в процессе учебно-воспитательной
работе. Источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение, весь педагогический коллектив. Изучая и обобщая педагогический опыт, для характеристики педагогов – его носителей – мы употребляем ряд понятий. Учитель-новатор
обладает качествами мастера и наряду
с этим вносит в работу новые формы, методы,
средства, повышающие эффективность педагогического
процесса. Для такого учителя, как творца,
характерны оригинальность стиля работы,
рационализаторство, прогрессивные новации. |
||
|