Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Главное преимущество данного метода – экономность.
Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
– знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
– учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
– учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
– учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
– знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся;
– деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
– учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.
Недостатки данного метода – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.
Данные методы занимают ведущее
место в системе методов
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:
– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
– содержать только достоверные и научно проверенные факты;
– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;
– иметь четкую логику изложения;
– быть эмоциональным;
– быть доступным;
– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение – это монологическая форма изложения.
Использование данного метода требует:
– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
– использования сравнения, сопоставления, аналогии;
– привлечения ярких примеров;
– безукоризненной логики изложения.
3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.
4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.
5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Школьная лекция может
применяться также при
6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.
Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
1. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.
Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;
– метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.
В современных условиях особое
внимание уделяется применению персонального
компьютера (ПК), которые значительно
расширяют возможности
2. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;
– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.
Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:
– сознательный подход учащихся к их выполнению;
– соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
3. Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
4. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
5. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, где каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Игра активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.
Основные структурные элементы учебной игры:
– моделируемый объект учебной деятельности;
– совместная деятельность участников;
– правила игры;
– принятие решения в изменившихся условиях;
– эффективность применяемого решения.
Дидактическая игра как метод
обучения содержит в себе большие
потенциальные возможности
Выбор методов обучения не может быть произвольным.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор методов обучения зависит:
– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– возрастных особенностей учащихся;
– уровня их реальных познавательных возможностей;
– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
– особенностей классного коллектива;
– внешних условий (географических, производственного окружения);
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
При использовании комплекса
Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.
В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.