Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:01, шпаргалка

Описание работы

Педагогика как наука, объект и предмет ее исследования. Основные педагогические категории.
Образование как общественное явление. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Формы и методы обучения.
Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педа-гогического процесса.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Взаимодей-ствие как педагогическая категория.
Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения.
Современные технологии и модели организации процесса обучения.
Методы воспитания: убеждение, внушение, поощрение, наказание, пример, соревнование.

Работа содержит 1 файл

шпора ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)
  1. Технология Л.В. Занкова. Основу системы обучения, по Л.В. Занкову, составляют следующие взаимосвязанные принципы: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп в изучении программного материала; ведущая роль теоретических знаний; осознание школьниками процесса учения; целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых. Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется не столько тем, что превышается «средняя норма» трудности, а прежде всего тем, что раскрываются духовные силы ребенка, дается им простор и направление. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением школьников к ценностям науки и культуры. Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности. Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике. Особое место в его системе занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.
  2. Технология поэтапного формирования умственных действий была разработана на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Выделяется шесть этапов: 1) актуализация мотивации учащихся, предварительное ознакомление с целью действия; 2) осознание схемы ориентировочной основы деятельности (действия); 3) выполнение действия во внешней форме – материализованной; 4) действие во внешней речи; 5) действие во внутренней речи; 6) выполнение действия в умственном плане (интериоризация действия). Достоинством этой концепции является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
  3. Технология проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), кроме системы проблемных ситуаций, методов и приемов, предполагает три уровня: 1) учитель ставит проблему, указывает на конечный результат и направляет ученика на самостоятельный поиск путей решения; 2) у ученика воспитывается способность самостоятельно решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата; 3) ученик должен увидеть проблему самостоятельно, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
  4. Технология личностно-развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др.) связана с реализацией гуманистических установок: 1) принятие любого ученика таким, каков он есть; 2) эмпатийное понимание ученика; а также принципов: 1) принципа вариативности; 2) синтеза интеллекта, аффекта и действия; 3) принципа приоритетного старта; 4) творческого характера развития; 5) ведущей роли социокультурного контекста развития; 6) совместной деятельности и общения; 7) принцип неравномерности (гетерохронности) развития и формирования психических действий и др. 

Методы  воспитания: убеждение, внушение, поощрение, наказание, пример, соревнование.

        Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Охарактеризуем более подробно основные методы.

   Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

   Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Внешние воздействия со стороны педагога превращаются во внутренний процесс, что приводит к сформированности мировоззрения.

   Убеждение как метод в  воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

   Самоубеждение – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему. В основе этого формирования – логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.

   Мотивационная сфера включает всю  совокупность потребностей, мотивов и целей  человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни.

   Стимулирование  – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

   В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

   Поощрением  называют выражение  положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные  навыки и привычки. Действие поощрения  предполагает возбуждение  позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

   Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

   Наказание – это компонент  педагогического  стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

   Известны  следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение  или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

   Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным  и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

   Нельзя  дать каких-либо общих  рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

   Поощрение и наказание формируют  у учащихся умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

   Эмоциональная сфера предполагает формирование у ребенка  необходимых навыков  в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными  чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

   Методом, оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную  сферу ребенка, является внушение.

   Как правило, метод убеждения, применяемый педагогом, постоянно сочетается с методом внушения.

   Внушение  – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели.

   При использовании метода внушения большое  значение имеет личность внушающего: его вера, компетентность, привлекательность, авторитетность. Учитывая, что сам социальный статус учителя является достаточно авторитетным для учеников, во многих ситуациях каждое его высказывание ученики воспринимают как истину. Это во многом зависит от эмоциональности педагога, наличия у него способности вызвать эмоциональное переживание учеников.

   Внушение  может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.). Эффективной реализации метода способствует использование художественных образов, музыки.

   Ребенок, особенно маленький, далеко не всегда может  понять и осознать смысл правил и  норм поведения. В этих случаях метод внушения оказывается просто незаменимым. Воспитатель создает эмоционально-значимую ситуацию воздействия на чувства ребенка. Он внушает ребенку, как красив человек, когда он выполняет правила поведения. Дети по своей природе очень внушаемы, поэтому процесс внушения часто продолжается процессом самовнушения. Ребенок, попадая в аналогичную ситуацию, пытается сам себе внушить тот или иной способ поведения, как бы задавая себе вопрос: "Что бы мне сказали в этой ситуации учитель или родители?"

   Волевая сфера характеризуется  осознанной постановкой  человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи  целеустремленность, преодоление внешних  и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива.

   Соревнование  является модификацией метода воспитывающих  ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

   Соревнование  может быть организовано педагогом и может  возникнуть стихийно. И в том и  в другом случае воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог сам или совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников.

   Цель  соревнования для  ребенка – быть первым. В соревновании бывают победители и  проигравшие. Эмоциональное  переживание победы и поражения учеником может стать элементом  социального закаливания.

   Соревнование  побуждает не только актуальную активность ребенка, вызванную сиюминутными переживаниями, но и формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"