Школьная система специального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Одно из ведущих мест в государственной политике и модернизации общества занимает образование. Образование играет огромную роль в жизни любого общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Школьная система специального образования………………………....4

2. Характеристика специальных (коррекционных) школ………………..10

2.1 Особенности урока в специальной школе……………………………14

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиографический список……………………………………………………..16

Приложение………………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

на печать Школьная система специального образования.docx

— 40.24 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Школьная система специального образования………………………....4

    2. Характеристика специальных (коррекционных) школ………………..10

    2.1 Особенности урока в специальной  школе……………………………14

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиографический список……………………………………………………..16

Приложение………………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Одно  из ведущих мест в государственной  политике и модернизации общества занимает образование. Образование играет огромную роль в жизни любого общества. Без  хорошо организованной системы образования  не возможно создать полноценное, цивилизованное общество. Государство не может существовать без системы образования, которое обеспечивает его полноценное развитие [1, c28].

    Дети  школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в  различных образовательных учреждениях  или на дому.

    В течение XX в. складывалась система специальных «коррекционных» образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями[3, c.47 ].

    Цель: рассмотреть этапы формирования и систему специального школьного  образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Школьная система специального образования 
 

    Существует 8 видов специальных школ для детей  с различными нарушениями развития. В официальных и нормативно-правовых документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру во избежание вынесения названия диагноза в реквизиты школ. Эта система раньше была представлена иначе: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п. К таким учреждениям относятся:

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV (школа-интернат для слабовидящих детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа и школа-интернат для детей с трудностями в обучении - ЗПР);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

    Деятельность  таких учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г.№288». Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты[3, c.35]. В последние годы система образования значительно расширилась, включив в себя сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Формируется система коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания, компенсирующего обучения, вспомогательные классы, классы охраны зрения).

    Таким образом, в России на современном  этапе детям с ограниченными  возможностями здоровья оказывают  специализированную помощь множество  учреждений, находящихся под началом  различных ведомств, в таблице 1 (см. Приложение 1).

    Каждое  такое образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь  воспитанника и обеспечение его  конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество [3, c.39].

    Выпускники  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений получают образование, соответствующее  уровням образования массовой общеобразовательной  школы. Исключением является коррекционная  школа VIII вида, где существует определенная программа с учетом познавательной сферы умственно отсталых учащихся. По окончании специального коррекционного образовательного учреждения независимо от вида учащимся выдаются документ государственного образца или свидетельство. В последнее десятилетие все больше создается специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутичными чертами личности, с синдромом Дауна и др. В некоторых городах имеются школы санаторного типа (лесные) для хронически болеющих или соматически ослабленных детей[5, c.72].

    В специальную школу ребёнка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребёнок может быть переведён внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

    В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей  со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в  ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

    Помимо  этого в специальной школе  любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями  в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение  об открытии такого класса принимает  педагогический совет специальной  школы при наличии необходимых  условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребёнка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учётом его индивидуальных возможностей.

    Ученик  специальной школы может быть переведён для обучения в обычную  общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и  на основании заключения ПМПК, а  также в случае, если в общеобразовательной  школе имеются необходимые условия  для интегрированного обучения. Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

    Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в после школьный период.

    Каждая  специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависит от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности [3, c40-44].

    Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и  имеющих особые образовательные  потребности, создаются специальные  детские дома и школы-интернаты  в соответствии с профилем нарушений  в развитии. Преимущество это детские  дома и школы-интернаты для детей  и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями  в обучении.

    В случае, если ребёнок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в государственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. №861.

    В последнее время стали создаваться  школы надомного обучения, персонал которых, состоящий из квалифицированных  специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми, как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребёнок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива. Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения. К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждения, находящееся поблизости. На период обучения ребёнку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребёнком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребёнка и выдаёт документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы. Если ребёнок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребёнка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

    Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями  в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной  помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семьи и детям, оставшихся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведётся специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку.

    Для оказания логопедической помощи детям  дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных  учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба [3, c.52]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Характеристика специальных (коррекционных) школ 
 

    Аномальные  дети, признаваемые обучаемыми, попадали в систему специального образования, где должны были с помощью специальных  методик и в иные, более продолжительные, сроки, но усвоить государственный  стандарт, разработанный для нормально  развивающихся детей, что в свою очередь поставило молодую отечественную  дефектологическую науку перед  «сверхзадачей», не ставившейся ни в одной другой стране мира ни в один из исторических периодов развития науки об аномальном ребенке. Парадоксально, но именно эта «сверхзадача» способствовала постановке теоретических и исследовательских задач высокого уровня, интенсивной разработке теоретической базы специальной психологии и педагогики, высокому уровню развития специальных педагогических технологий, построению эффективных «обходных» путей обучения для разных категорий детей с отклонениями в развитии, позволяющих получить цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования тех лет. Отечественная система специального образования структурно совершенствовалась как по горизонтали, так и по вертикали: был осуществлен переход от 3 типов к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения, создана система дошкольного воспитания разных категорий аномальных детей, заложены основы постшкольного образования [2, с.18-25].

    Л.С.Выготский писал: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми» [5, c.19]. Обязательным условием реализации интегрированного обучения выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у нетипичного ребенка. Существует, как отмечает Л.М.Шипицына, несколько моделей интегрированного образования детей с проблемами:

    Обучение  в условиях массовой школы (обычный  класс);

    Обучение  в условиях специального класса коррекции (выравнивания, компенсирующего обучения) при массовой школе;

    Обучение по разным образовательным программам в рамках одного класса;

Информация о работе Школьная система специального образования