Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа
Школа — открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства.
Таким образом, эффективность управленческой
деятельности директора во многом зависит
от целесообразности, четкости распределения
прав и обязанностей представителей администрации
школы.
2.3
Функции Совета
школы
В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы.Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения; разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год. В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности по одной трети от каждой из названных категорий.
Совет
школы выполняет следующие
-
организует выполнение решений
конференций школьного
-
утверждает план развития
-
совместно с директором
-
по представлению
-
устанавливает режим работы
- осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;
-
проводит аттестацию
-
поддерживает общественные
-
контролирует рациональное
-
заслушивает отчеты о работе
отдельных учителей, директора школы,
его заместителей, вносит на рассмотрение
конференции предложения о
-
ограждает работников школы и
администрацию от
Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.
Таким образом, Совет школы является органом
коллективного управления школьными делами,
принимающим активное участие в решении
важнейших вопросов совершенствования
обучения и воспитания учащихся.
Заключение
В педагогической литературе понятие «педагогическая система» представлено в различных аспектах.
Так, Б.С.Гершунский предлагает следующее определение: «Педагогическая система объединяет целостные педагогические объекты - личность воспитуемого, воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему, систему педагогического управления».
В.С. Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многие педагогические процессы: систему внешкольной работы с детьми, систему воспиательно-образовательной работы школы, систему формирования умений, качеств личности, систему работы классного руководителя и т.д.
М.М.Поташник называет следующие структуры педагогических систем: управленческая; содержательная; возрастная; субъектные; типы коллективов т.д.
Ю.П.Сокольников дает следующую характеристику педагогической системы: они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию.
По мнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.
Существует и другое определение данного понятия: «Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу» (В.П.Беспалько).
В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.Несмотря на разночтение в определении «педагогическая система», многочисленные педагогические системы подчинены общему закону организационного строения и функционирования как процесса. Так или иначе, общим положением в указанных определениях является то, что взаимосвязанные структурные компоненты систем объединены одной целью - всестороннего и гармоничного развития личности. Школа является самостоятельной социально-педагогической системой. Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем. К ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.
Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.
Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.
Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы.
Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.
В создании творческой атмосферы и здорового
психологического микроклимата в школе
огромная роль принадлежит совету школы.
Список
литературы:
1.Беспалько В.П. Общая педагогика. М., 2009.
2.Бруднов
А. Социально-педагогическая
В. Березина // Воспитание школьников. — 2008. — № 1. — С. 2—4.
3.Гершунский Б.С. Педагогика. М., 2007.
4.Гребенюк О.С. Общие основы педагогики. М., 1998.
5.Ильин
В. С. Системно-структурный
6.Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. – М., 1982.
7.Кондратьева В. Школа и социум: грани общения/ В. Кондратьева// Народное образование. — 2004. — № 1. — С. 23—25.
8.Поташник
М.М. Педагогические системы.
9.Семенов
В.Д. Взаимодействие школы и
социальной среды: Опыт
10.Симонов
В.П. Педагогический
11.Сластенин В.А. Общая педагогика. М., 2008.
12.Сокольников Ю.П. Общая педагогика. М., 2005.
13.Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / М.: Центр "Педагогический поиск", 1999.
14.Типовое
положение об
15.Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2009.
16.Шамова
Т.И. Управление
17.Шамова
Т.И.. третьяков П.И., Капустин Н.П.
Управление образовательными
18.Шмырева
Н.А. Педагогические системы:
Информация о работе Школа как социально педагогическая система