Школа адаптирующей психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности авторской школы 5
2. Евгений Александрович Ямбург как основоположник школы 6
3. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

школа адаптирующей педагогики ямбург бройде.doc

— 88.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Нововведения  или инновации характерны для  любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.

     Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в  процесс создания, освоения и использования  педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в  школе определенной инновационной  среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.

     Современной школой накоплен богатый опыт, который  должен быть реализован в педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности собственного педагогического опыта и опыта своих коллег.

     Разновидностями передового педагогического опыта  являются новаторский и исследовательский  педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического  к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П. Волков. Т.И. Гончарова. И.Т. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Р.Г. Хазанкин, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и др., стали достоянием всех учителей страны.

     Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую –  внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии часто остаются неизвестными школьным работникам из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В. Е. Гурмана, В. В. Краевского, П. И. Карташова, М. Н. Скаткина и др. показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснованием целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в своей практике.

     Цель  данной работы – дать характеристику авторским школам (школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) как результату инновационной деятельности.

 

1. Особенности авторской  школы

 

     Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

     Авторские школы представляют собой новую  образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную практику. Созидателем, автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи и ведущий вместе с коллективом поиски путей их воплощения. В отдельных случаях авторство может принадлежать и груме лиц. Для авторских школ характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора. Идея в педагогике, да и в социальном развитии вообще понимается как мысль о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего состояния в необходимое, желаемое (потребное будущее), а замысел трактуется как мысленное воплощение возникшей идеи, ее инструментовка в планируемой системе действий и средств. (2; 15).

     Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной  деятельности, включающей различные  формы коммуникации и общения  детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

     - Инновационность: наличие оригинальных  авторских идей и гипотез относительно  перестройки педагогического процесса.

     - Альтернативность: отличие каких-либо  из основных компонентов учебно-воспитательного  процесса целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

     - Концептуальность учебно-воспитательного  процесса: сознание и использование  в авторской модели философских,  психологических, социально-педагогических  или других научных оснований.

     - Системность и комплексность  учебно-воспитательного процесса.

     - Социально педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному  заказу.

     - Наличие признаков или результатов,  определяющих реальность и эффективность  авторской школы.

2. Евгений Александрович Ямбург как основоположник школы

 

     Евгений Александрович Ямбург (1951) — советский и российский педагог и общественный деятель.[1] Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО2000), директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга».[2] Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон».[3] Разработчик и автор адаптивной модели школы[4] — новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка. Так, например, помимо серьезной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.

     Е. А. Ямбург — участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества.[5] Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век XX».[6]

3. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

 

     Адаптивная  школа (школа адаптирующей педагогики) – это школа, где должно быть место  каждому ребенку вне зависимости  от его индивидуальных психофизических  особенностей и склонностей.

     Прообразом  такой школы служит Маннгеймская система. Получившая свое название от имени города Мангейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей. Уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

     Методологические  позиции.

     - Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей;

     - Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.

     - Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных подходов.

     - Принцип оптимизации обучения Ю. К. Бабанского.

     - Принцип дифференциации образования:  разделение на основную и дополнительную: коррекционно-развивающую и углубленную  траектории.

     - Учет психологических закономерностей  личностного развития, диагностическое  обеспечение дифференциации.

     - Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели.

     - Социальная направленность, педагогизация  окружающей среды. 

     Особенности содержания:

     Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные  программы преподавания, критериальной  базой уровня требований к ЗУН учащихся являются государственные, образовательные стандарты.

     Основную  структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных  потоков-траекторий, поостренных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:

  1. траектория базового стандарта;
  2. траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования;
  3. траектория компенсирующего обучения.

     Каждая  траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

     В адаптивном комплексе Е.А. Ямбурга  детский сад существует в аффективно-эмоцианально-волевой  парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но он не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка  ведется индивидуально.

     Основной  задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного  учебного плана и образовательных  стандартов по предметам.

     Дополнительной  задачей организации педагогического  процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.

     Главными  целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.

     Под компенсирующим обучением в широком  смысле слова подразумевается система  диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

     Компенсирующее  обучение – это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного  воспитания, устраняются нарушения  работоспособности и произвольной регуляции деятельности. охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

     Особенности методики:

     Педагогика  комплекса вариативного образования  носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.

     Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.

     Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения. Опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.

Информация о работе Школа адаптирующей психологии