Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:12, контрольная работа
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности авторской школы 5
2. Евгений Александрович Ямбург как основоположник школы 6
3. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
Содержание
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.
Современной школой накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности собственного педагогического опыта и опыта своих коллег.
Разновидностями
передового педагогического опыта
являются новаторский и
Инновационная
направленность деятельности учителей
включает и вторую составляющую –
внедрение в практическую педагогическую
деятельность результатов психолого-
Цель данной работы – дать характеристику авторским школам (школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) как результату инновационной деятельности.
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Авторские школы представляют собой новую образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную практику. Созидателем, автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи и ведущий вместе с коллективом поиски путей их воплощения. В отдельных случаях авторство может принадлежать и груме лиц. Для авторских школ характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора. Идея в педагогике, да и в социальном развитии вообще понимается как мысль о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего состояния в необходимое, желаемое (потребное будущее), а замысел трактуется как мысленное воплощение возникшей идеи, ее инструментовка в планируемой системе действий и средств. (2; 15).
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
-
Инновационность: наличие
-
Альтернативность: отличие каких-либо
из основных компонентов
-
Концептуальность учебно-
-
Системность и комплексность
учебно-воспитательного
-
Социально педагогическая
-
Наличие признаков или
Евгений Александрович Ямбург (1951) — советский и российский педагог и общественный деятель.[1] Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга».[2] Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон».[3] Разработчик и автор адаптивной модели школы[4] — новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка. Так, например, помимо серьезной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.
Е. А. Ямбург — участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества.[5] Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век XX».[6]
Адаптивная
школа (школа адаптирующей педагогики)
– это школа, где должно быть место
каждому ребенку вне
Прообразом такой школы служит Маннгеймская система. Получившая свое название от имени города Мангейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей. Уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.
Методологические позиции.
- Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей;
- Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.
- Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных подходов.
- Принцип оптимизации обучения Ю. К. Бабанского.
-
Принцип дифференциации
-
Учет психологических
- Разнообразие методических средств, максимальная гибкость модели.
-
Социальная направленность, педагогизация
окружающей среды.
Особенности содержания:
Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные программы преподавания, критериальной базой уровня требований к ЗУН учащихся являются государственные, образовательные стандарты.
Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, поостренных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса средней школы:
Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.
В
адаптивном комплексе Е.А. Ямбурга
детский сад существует в аффективно-эмоцианально-
Основной задачей обучения в классах базового стандарта является усвоение знаний, умений и навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.
Дополнительной
задачей организации
Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.
Под компенсирующим обучением в широком смысле слова подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.
Компенсирующее обучение – это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности. охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
Особенности методики:
Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.
Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.
Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения. Опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.