Сенсорное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:15, контрольная работа

Описание работы

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов, «способность ощущения».

Содержание

1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка
2.Цель и задачи сенсорного воспитания
3. Методика сенсорного воспитания дошкольника
4. Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

сенсорное.pptx

— 5.21 Мб (Скачать)

Консультация  для родителей

на  тему:

«Сенсорное  воспитание детей»

Содержание:

 

  
1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка  

 

  
2.Цель и задачи сенсорного воспитания  
 

 

 

3. Методика сенсорного воспитания дошкольника

 

4. Заключение

 

Список используемой литературы

  
1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка  

 

 

 

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.

  

 

 

 

Сенсорное воспитание – это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

  

 

 

 

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов, «способность ощущения».

  

 

 

 

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

  

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания.

Значение  сенсорного воспитания состоит в  том, что оно:

 

Является основой для интеллектуального развития

 

 

 

Развивает наблюдательность

 

 

Готовит к реальной жизни

 

 

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром

 

 

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

 

 

Является основой для развития воображения

 

 

Позитивно влияет на эстетическое чувство

 

 

Развивает внимание

 

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности

Значение  сенсорного воспитания состоит в  том, что оно:

 

 

Влияет на расширение словарного запаса ребенка

 

Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти

 

 

 

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 

 

  
2.Цель и задачи сенсорного воспитания  
 

 

 

 

Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

 

         Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

  

 

 

 

Задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

  

 

         В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

    • Способствовать сенсорному развитию детей при восприятии предметов, явлений окружающей жизни (ясный солнечный день, сухой песок, красный цветок, зеленые листочки и др.)

 

    • Учить различать девять цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый) и их светлые и темные оттенки (темно-зеленый, светло-синий, серый и т.д.). Наблюдать за изменением цвета предметов в зависимости от освещенности  (в тени предмет кажется темнее, чем на солнце). Экспериментировать с цветом, получать новые цвета путем смешивания красок;

 

    • Учить различать и знатьнать шесть геометрических форм (круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и восемь-десять фигур (куб, шар, кирпич, брусок, пластина, призма, конус, цилиндр);

 

    • Учить называть параметры величины параметры величины (длина, ширина. Высота) и использовать их для сравнения объектов (длинный-короче-еще-короче-самый короткий). Раскладывать предметы в ряды (5-7) со значительной и небольшой разницей в размере, в возрастающем или убывающем порядке;

 

    • Формировать обобщенный способ обследования

 

    • Учить пользоваться приемами наложения и приложения одного предмета (или группы предметов) к другому (другой группе предметов) для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности формы

 

Задачи сенсорного воспитания детей в  средней группе:

 

    • Учить экспериментировать с формой, величиной, преобразовывать лист бумаги квадратной формы в треугольник, прямоугольник, изменять конструкцию в высоту, длину, ширину, на основе сформированных представлений о величине объекта.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным, ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

 

 

 

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

 

 

В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.

 

3. Методика сенсорного воспитания дошкольника

 

На занятиях:

 

рисованием

 

лепкой

 

аппликацией

 

Мы  учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий.

 

Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве. Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Обследование – это  успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.

 

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

 

1.         Восприятие целостного облика предмета

2.         Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств.

3.         Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

4.         Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей – Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев и организовать детьми этих при знаков.

Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во – первых, от обследуемых свойств, во – вторых, от целей обследования.

4. Заключение

 

В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, начинает формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Список используемой литературы

 

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Венгер Л.А. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с. 

3. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.

4. Счастливый  ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по областям. Научный руководитель – док. пед. наук С.А. Козлова. – М.: Школьная Пресса, 2011, - 288с.

Информация о работе Сенсорное воспитание