Семья- социальный институт формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРУКТУРЕ СЕМЬЯХ.
3. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
4. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ.
5. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребенком - это универсальное  требование к воспитанию. Основа для  сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни  ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам  собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о  взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется  в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с  другом.  Именно тогда, когда ребенок  участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. аиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Помимо  диалога для внушения ребенку  ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно  важное правило. На психологическом  языке эта сторона общения  между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание  права ребенка на присущую ему  индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование  именно этого человека, со всеми  свойственными ему качествами.

 Следует  категорически отказаться от  негативных оценок личности ребенка  и присущих ему качеств характера. 

Контроль  за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным  поведением, раздражительность или  усталость, возникшие совсем по другим поводам.

Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают  желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности  регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Дистанция, которая стала преобладающей  во взаимоотношениях с ребенком в  семье, непосредственно зависит  от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе  различных мотивов поведения  взрослого человека. Поэтому стоит  осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе  займет деятельность по воспитанию будущего ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Особенности воспитания детей с нарушенным развитием

Решая проблемы  воспитания детей с  отклонениями в развитии родители должны   использовать уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при воспитании детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка — снижением слуха или зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и др.

При применении принципа сознательности и активности воспитания и обучения используются различные приемы и способы, позволяющие  стимулировать познавательную деятельность детей.

В воспитании  умственно отсталых детей, детей  со сложными дефектами родители последовательно, шаг за шагом руководят мыслительной  и познавательной деятельностью, постоянно  побуждает их к выполнению тех  или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая  к самостоятельности, путем подбора  задач и постановки вопросов, требующих  активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для  выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.

В разных ситуациях по-разному реализуется  принцип наглядности в воспитании и обучении. Для детей с нарушениями  зрения и слуха используются средства, которые воспринимаются сохранными анализаторами. В одних случаях  работа строится так, что привлекаются осязание и остаточное зрение. В  других — наглядные пособия воспринимаются зрительно или на основе тактильно-вибрационных ощущений. Таким образом глухие дети «слушают» звучащие предметы. Определенную роль играют также технические средства обучения — звукоусиливающие аппараты, оптические приборы.

При общении  с умственно отсталыми детьми при использовании принципа наглядности  обычно акцентируются приемы, объединяюших; чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только голосу родителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих детей.

Принцип прочности усвоения навыков и  способов деятельности также по-разному  реализуется при каждом типе нарушения  развития. Этот принцип предполагает работу, направленную преимущественно  на закрепление навыков и знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом  организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять  и закрепить в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. Широко применяется принцип сравнения

При воспитании всех категорий детей с отклонениями в развитии исключительно большое  значение имеет принцип индивидуального  подхода к ребенку.

Так, например,  для умственно отсталых детей  можно применять принцип пересказа  простых текстов, опираясь на серию  соответствующих картинок. Наглядные  опоры помогают детям самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие дети более  продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает родитель. Серия  картинок помогает им пересказывать  текст лишь очень незначительно.

Следует специально подчеркнуть, что воспитание детей с нарушенным развитием  ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ошибки  семейного воспитания

У человека как существа общественного имеется  своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик  другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте.

Удовлетворением потребности смысла жизни может  стать забота о ребенке. В результате родитель получает требуемое чувство  своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка  очевиден.

У некоторых  родителей воспитание ребенка побуждается  так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы  добиться того, что не удалось родителям  из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Но ребенок  может и восстать против чуждых ему  требований, вызывая тем самым  разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и  направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые  родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального  обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит  атмосфера сплошного всепрощения  и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитани,забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание  как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был  обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или  дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех  случаях, когда ценности родителей  начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями  развития ребенка, либо с присущими  ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейная жизнь  сложилась с давних пор так, что  родительские обязанности делятся  между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие  заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

С годами, однако, значение этого непосредственного  ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая  нуждаться в помощи родителей  и взрослых, но ищут уже не исключительно  материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет  отец, чем мать, у других - наоборот.

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Воспитание детей  требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью  и любовью. Необходимо помнить, что  нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при  воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при  обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя  или обусловленность этих действий и признание личности ребенка  постоянным обращением с ним как  с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного  воспитания в том и состоит, чтобы  дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления  его на свет, как к человеку, с  полным признанием его личности и  неприкосновенности этой личности. 
 
 

Информация о работе Семья- социальный институт формирования личности