Семейное воспитание и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека.

Содержание

Введение 3
1.Семья - социальный институт формирования личности 5
1.1.Семья и ее социальные функции

Работа содержит 1 файл

Семейное воспитание. КУРСОВАЯ.docx

— 60.31 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

«Семейное воспитание

и его особенности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Содержание

Введение                                                                                                                   3

1.Семья - социальный институт формирования личности                                  5

1.1.Семья и  ее социальные функции 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Есть  десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый  шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная  работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека.

     Отличительной чертой этой работы является то, что  человек находит в ней ни с  чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.

     Воспитание  детей - это отдача особых сил, сил  духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство  и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где  мать и отец по - настоящему любят  друг друга и вместе с тем любят  и уважают людей.

     Едва  человек криком извещает мир о  своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человек  постепенно открывает мир, познает  его разумом и сердцем. Он видит  мать, улыбается ей и его первая смутная мысль, если только можно  ее назвать мыслью, - это ощущение того, что мать (а потом и отец) существуют для его радости, для  его счастья. Человек поднимается  на ноги, видит цветок и порхающую  над ним бабочку, видит яркую  игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, ребенок, радуется… Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение, поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.

     Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в  какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого  поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь  начинается с того момента, когда  ребенок уже делает не то, что  хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

     Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно  порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается сколько-нибудь хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 

  1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
 

     Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном  родстве, члены которой связана  общностью быта, взаимной помощью, моральной  ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений.

     Брак  как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает  права и обязанности.

     Слово “брак” происходит от русского слова  “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.

     Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии  к единобрачию.

     Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что  повлекло за собой изменение и  семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность  и независимость, перешла в следующую  фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети (3, с. 321).

     Слабая  социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее  время, привели к сокращению рождаемости  в России и формированию нового типа семьи - бездетной.

     По  типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.

     Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась “невесткой”.

     Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.

     Для современной городской семьи  характерным типом семейных отношений  можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

     Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных  функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности  ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную(6,с.31). Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России.

     Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья  с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать  черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому  выделение воспитательной функции  семьи как основной имеет общественный смысл.

     Для каждого человека семья выполняет  эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и  экстремальных ситуаций. Уют и  тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном  и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это  позволяет человеку быть более стойким  к условиям современной неспокойной  жизни. Сущность и содержание экономической  функции состоит в ведении  не только общего хозяйства, но и в  экономической поддержке детей  и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

     В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения  и функции семьи. Ведущей в  историческом прошлом являлась экономическая  функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело  определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая  функция семьи не отмерла, но изменилась. 

  1. аспекты психологии о семье.
 

     Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей  разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее”  и в семье. Изменяется сам тип  зависимости в семье людей  друг от друга. Социологи говорят  о том, что мужские и женские  роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена.

     Социологи отмечают тот факт, что семья особо  чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Все чаще говорится о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

     Помимо  падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в институте  семьи, как увеличение числа разводов. И как следствие, наблюдаются  отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных  связей, ухудшение материального  положения, дисгармония воспроизводства  населения.

     При нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка  распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений  с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед  ребенком непосильные для его  возраста задачи: ориентацию в новой  ролевой структуре без ее прежней  определенности, принятие новых отношений  с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи  плачем, агрессивностью, нарушениями  памяти, внимания, расстройством сна. Развод порождает у ребенка чувство  одиночества, ощущение собственной  неполноценности.

     Развод  родителей автоматически переводит  семью в категорию "нетипичных", то есть неполных, малообеспеченных, проблемных.

     "Жизненные  сценарии" нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на  свет с серьезными отклонениями  в развитии или заболеваниями,  мать прекращает работать и  целиком посвящает себя ему.  Дорогие лекарства, визиты к  врачу, специфическая техника,  одежда, питание - все это стоит  немалых денег, тем более, если  есть и другие дети, а вся  семья существует на заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй (чаще мать) вынужден "тащить" на себе весь дом, "поднимать" свое дитя, заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имя детей.

     "Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически "повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудность бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами.

     Материальное  обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все  ниже и все ближе к отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье  и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.

Информация о работе Семейное воспитание и его особенности