Семейная педагогика, ее роль в воспитании человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 20:15, реферат

Описание работы

Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая ошибка, какую только можно сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал известный педагог прошлого Руссо. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью.

Содержание

1. Понятие семенного воспитания
2. Основные функции и социальный статус семьи
3. Задачи и методы семейной педагогики
4. Семья как фактор воспитания
5. Семья в системе воспитательных институтов
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Семейная педагогика, ее роль в воспитании человека.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    В цивилизованных странах необходимость сочетания домашнего и общественного воспитания очень хорошо понимают, вследствие чего вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, практически не ставится. Большинство семей в экономически развитых странах (Франция, Великобритания, Канада, США) не мыслят себе воспитания ребенка без квалифицированной помощи педагогов-профессионалов и идут на значительные материальные затраты, связанные с платой за дошкольное учреждение. В нашей стране несколько иная картина: почти половина детей дошкольного возраста воспитывается дома силами родителей и других родственников. Между тем психологические обследования детей, поступающих в первый класс, показали, что те из них, кто воспитывался только в семье, уступают по ряду важнейших параметров психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещающим дошкольное учреждение. Даже принимая во внимание многие недостатки современного дошкольного общественного воспитания, понимая необходимость его реформирования и улучшения, нельзя не отметить, что в детском саду ребенок приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям. Детский сад сохраняет субкультуру детства: естественным образом передает игровые традиции, способы самоорганизации, чего лишены многие современные дети, будучи единственными у своих родителей и растущие в окружении взрослых. Современное дошкольное учреждение имеет возможность позитивно влиять на культурное поле семьи, рекомендуя книги для чтения, советуя посетить музеи, выставки, театры, знакомит с содержанием и методикой проведения детского домашнего праздника, дня рождения ребенка.

    В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи учреждений, занимающихся коррекцией развития, поведения  ребенка. Это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с ЗПР, с хроническими заболеваниями и т.д. Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно «повинна» семья, и коррекционные оздоровительно-образовательные учреждения исправляют «огрехи» наследственности, ошибки домашнего воспитания.

    Семьи, в которых растут дети дошкольного  возраста, незримыми нитями связаны  со школой: родители беспокоятся о  том, насколько ребенок подготовлен  к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки детей к обучению в ней.

    Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется  системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Решение воспитательных задач  в процессе социального формирования личности осуществляется под воздействием многочисленных факторов стихийного характера и социальных институтов общества. Базисной основой первичной социализации личности является семья как ячейка общества, необходимая для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, являясь в то же время главным условием реализации задатков и способностей человека.

    В настоящей ситуации, как показал  анализ массовой практики, семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции.

    Причинами этого являются кризисные явления, идущие в семье. Это проявляется  в первую очередь в нестабильности ее (разводы), и наши данные подтверждают сказанное, во-вторых, наблюдается дезорганизация семьи, что находит свое отражение в увеличении количества конфликтных семей, в которых нравственно-психологический климат явно не способствует эффективной социализации личности ребенка. Отражается отрицательно на роли семьи в социализации личности детей также социально-культурный параметр родителей, бытовые условия и образ жизни, ее социальный статус. Однако определяющим все же в социализации личности в семье является ее нравственно-психологический климат.

    Отмеченные  негативные явления, происходящие в  семье, заставляют общество искать пути и средства  повышения ее роли в социализации личности.

      Современная школа все чаще использует в своей деятельности социальную работу, которая решает такие важные социальные задачи, как : содействие в создании нормальных условий для жизни человека и общества; выявление предотвращение, устранение и смягчение общественных и личных конфликтов, развитие способности к коммуникативности, самостоятельности и терпимости; поиск и освоение источников помощи; выявление и раскрытие возможностей для получения образования.

    Для решения этих задач школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье, и необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей. Изменение структуры школы, как показал наш опыт, вносит коррективы во взаимоотношения школы и семьи.

    Современная школа деятельностно объединяет семью, внешкольные спортивные, творческие и другие учреждения, дворовые объединения, родительские и другие социальные институты в микрорайонах, направляя их на решение основной задачи — социального воспитания.

    Школа стала более активно и действенно привлекать родителей к организации различных видов деятельности учащихся: общественно-полезной, учебно-познавательной, культурно-досуговой. Это позитивно отражается на самом образе ее внутренней жизни, на развитии воспитания и обучения. 
 

Литература 

  1. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации, Л., изд. Наука, 1975, 132с.
  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 1979, 180 с.
  3. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 1997, 387с.
  4. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986, 133 с.
  5. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
  6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.
  7. Мухаммедрахимов  Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие, СПб, изд. СПб Университета, 1999, 360 с.
  8. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2000, 254 с.
  9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд. Питер, 1999, 847 с.
  10. Семья и формирование личности менеджера/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.
  11. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности менеджера, М., изд. Мысль, 1987,  351 с.
  12. Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже, М., изд. Просвещение, 1967, 345 с.
  13. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб, изд. Прайм-Еврознак, 2002, 865 с.
  14. Эльконин Э. Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996, 300 с.

Информация о работе Семейная педагогика, ее роль в воспитании человека