Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Введение............................... 3
I. Самостоятельная работа как высший тип учебной
деятельности.
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных
подходов. Структура.......................... 5
1.2. Понятие самостоятельная работа и ее функции.............. 9
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников.......... 12
II. Система самостоятельной работы учащихся.
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся.......14
2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся............. 19
2.3. Организация самостоятельной работы на уроках................. 22
2.4. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие
познавательных способностей учащихся ........................ 27
Заключение.............................. 28
Литература ............................. 30
“самостоятельная деятельность”
“Самостоятельность” – очень
много аспектный и
феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо
сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной
учебной ситуации представляет собой
постоянно проявляемую
достигать цель деятельности без посторонней помощи. (8, стр. 47)
“Самодеятельность” –
деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей
потребностью, мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация
деятельности.
“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо,
активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и
конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в
последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно
психическое наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который
осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана
с работой школьника в классе и является следствием правильной организации
учебно-познавательной деятельности на уроке.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие
правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует
самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.
Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных
действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы
освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это
параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых
программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной
деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания,
рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику
удовлетворение, как процесс
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания
и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия
очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и
активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых,
знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от
преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый
учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда:
прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление
текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания
изучаемого подчиняется
познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение
последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным
знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального
напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой
культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру
умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение
книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной
деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не
решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются
индивидуальные способности
способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат
самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию
собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая
работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного
педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как
воспитательная, образовательная, развивающая.
1.3. Управление самостоятельной деятельностью школьников.
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной,
развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным
динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование
под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не
обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому
необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы,
поддерживает необходимый
определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с
объективной закономерностью действующей в данной среде. (7, стр. 25)
Необходимость управления следует из структуры педагогической системы.
Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты, реализующие эти
цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и
объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого
компонента ведёт к разрушению системы в целом.
Учащиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу
несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже
хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не
так часто как остальным. На каком же этапе учащиеся больше всего нуждаются в
педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было
начало работы. Однако самым значительным для старшеклассников оказался тот
этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает
наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно
объяснить это проявлением определённых затруднений (хотя иногда они имеют
место). Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при
самостоятельных действиях, проявляются не только в сосредоточенности,
углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на
обсуждение возникающих
утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же
поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии
учителя испытывают не только слабые ученики. Учитель действительно не
принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса,
направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а
это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их
добровольность и
Для полного понимания проблемы нам необходимо выявить общее и особенное в
понятиях “управления”, “педагогическое руководство”, “организация”, которые
часто употребляются как синонимы.
Исходя из структуры деятельности, управление самостоятельной работой включает
целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности
учащихся, диагностику ее результатов.
Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью
учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной
задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения,
контроль и коррекция
результатов самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов,
стимулирующих познавательную активность,
обеспечение условий
Итак, мы выяснили, что в процессе управления самостоятельной деятельностью не
последнее место принадлежит
косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим
следует перечислить следующие принципы управления:
1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением
посильности учебных заданий;
2)
планомерное возрастание
последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению
самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции
пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
II. Система самостоятельной работы учащихся
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся
могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают
положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е.
представляют систему.
Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность
взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один
из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В
противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов,
предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных
дидактических требований выдвинуты следующие:
1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных
дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний,
развитию у них познавательных способностей, формированию умения
самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на
практике.
2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде
всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой,
сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном
уровне.
3. Входящие в систему
работы должны быть
содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и
навыков.
4. Последовательность
выполнения домашних и
работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения
последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только
«ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только
от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение
и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных
способностей учащихся, их мышления и других качеств.
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у
учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные
принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность
самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами
самостоятельных работ.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их
составных, органических элементов учебного процесса, и для нее
предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится
планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки
в выполнении различных видов
выполнении.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и
содержания следует
основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют
принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип
постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также
принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к
руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа
должна носить
достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в
том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников
интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны
ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться
ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный
характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Информация о работе Самостоятельная работа учащихся на уроке