Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:27, реферат

Описание работы

Воспитание является важнейшей функцией общества с древних времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

Работа содержит 1 файл

история педагогики.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

      ГОУ ВПО «Российский государственный  профессионально-педагогический  университет»

      Институт  психологии

      Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 

История педагогики и философии.

      Вариант №4 
 
 
 

Выполнила: Зыкова И.С.

      гр. ЗПТ-201С

      Руководитель: Горшеский А.С. 
 
 

Екатеринбург

2011 год

      Воспитание  является важнейшей функцией общества с древних времен. Без передачи общественно-исторического опыта  от одного поколения другому, без  вовлечения молодежи в социальные и  производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

      С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История  дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время, Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.

      К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное  самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.» Как справедливо отмечает Л.И. Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в общество других людей.

      В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но, прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов и детей» - сущность любого воспитания. Воспитание – непрерывный процесс, пока живет человек, и … вечный, пока существует человечество.

      «Родители в раннем детстве сеют то, что  они собирают позже, в года юности и начала зрелости.» (А.Н. Острогорский).

      Именно  в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется  тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

      Семья призвана обеспечить разумную организацию  жизни ребенка, помочь ему усвоить  положительный опыт жизни и труда  старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

      Закон об образовании обязывает семью  создавать необходимые условия  для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и  профессиональную подготовку, воспитывать  детей нравственными, прививать  им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственное и общественная направленность личности растущего человека, его ценные ориентации и психологические установки.

      Установление  контактов с семьей, с родителями учащихся – начало всех начал. «Вхождение»  в семью является не только необходимым, но и главным условием, отвечающим всем родительским чаяниям, - видеть в  наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.

      Воспитание  в образовательном учреждение реализуется  через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного  процесса возможно при осознание  педагогами важности воспитательной работы на ряду с преподаванием учебных  дисциплин.

      Многие  ученые и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом пришли к выводу, что воспитание – особая форма и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определение воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем.

      Поражает  не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей.

      Борьба  вокруг целей воспитания разгоралась  уже в Античном мире. Древние мыслители  соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью – поэтому вопросу их мнения расходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

      Я.А. Коменский безгранично верил  в силу воспитания. Эпиграфом сочинения  «Материнская школа» он взял слова  Цицерона: «Основа всего государства  состоит в правильном воспитании юношества». По мнению   Я.А. Коменского воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).

      Английский  философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена – человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно». Этот джентльмен должен быть, кроме того, человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

      К. Гельвеций, французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как  стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя – «раскрыть их сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан…здравомыслящих и чувствующих людей…сформировать патриотов, прочно связать в сознании идею личного блага и идею блага национального».

      Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания – создать человека. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком».

      И. Пестолоции, швейцарский педагог-демократ говорит, что цель воспитания – это  развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом, обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека».

Информация о работе Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов