Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:27, реферат
Воспитание является важнейшей функцией общества с древних времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
ГОУ
ВПО «Российский
Институт психологии
Кафедра
педагогики
История педагогики и философии.
Вариант
№4
Выполнила: Зыкова И.С.
гр. ЗПТ-201С
Руководитель:
Горшеский А.С.
2011 год
Воспитание
является важнейшей функцией общества
с древних времен. Без передачи
общественно-исторического
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время, Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.» Как справедливо отмечает Л.И. Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в общество других людей.
В
русском языке слово «
«Родители в раннем детстве сеют то, что они собирают позже, в года юности и начала зрелости.» (А.Н. Острогорский).
Именно
в семье закладывается и
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственное и общественная направленность личности растущего человека, его ценные ориентации и психологические установки.
Установление контактов с семьей, с родителями учащихся – начало всех начал. «Вхождение» в семью является не только необходимым, но и главным условием, отвечающим всем родительским чаяниям, - видеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.
Воспитание
в образовательном учреждение реализуется
через воспитательный процесс. Успешное
осуществление учебно-
Многие ученые и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом пришли к выводу, что воспитание – особая форма и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определение воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем.
Поражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей.
Борьба вокруг целей воспитания разгоралась уже в Античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью – поэтому вопросу их мнения расходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
Я.А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом сочинения «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению Я.А. Коменского воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание).
Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена – человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно». Этот джентльмен должен быть, кроме того, человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.
К.
Гельвеций, французский материалист,
утверждал, что в основу воспитания
должна быть положена «единая цель».
Эта цель может быть выражена как
стремление к благу общества, то
есть к наибольшему удовольствию
и счастью наибольшего
Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания – создать человека. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком».
И. Пестолоции, швейцарский педагог-демократ говорит, что цель воспитания – это развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом, обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека».