Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:33, контрольная работа
Ухудшение здоровья людей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическим загрязнением окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. В тоже время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Показатель здоровья и умственной работоспособности влияют на успешность овладения детьми школьной программой.
Введение……………………………………………………………......3
Определение и основные черты здорового образа жизни. Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека…………………………………………………………..4
Цели, задачи и принципы образовательных программ в формировании здорового и безопасного образа жизни человека…………………………………………………………..6
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни……………………………………….8
Заключение……………………………………………………………10
Список используемых источников…………………………………..11
Министерство образования и науки РФ
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского»
в г. Архангельске
Институт Экономики и Бизнеса
Контрольная работа
По дисциплине: Основы валеологии
По теме: Роль образовательных программ в формировании здорового образа жизни человека
Студентки 1 курса СФО
Специальность: 080100 Шифр: 67
Голенищевой Ксении Евгеньевны
ФИО
Проверил ______________________________
Вх.№ ______ Дата регистрации____________
Результат проверки
Архангельск
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………..11
Введение
Ухудшение здоровья людей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическим загрязнением окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. В тоже время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Показатель здоровья и умственной работоспособности влияют на успешность овладения детьми школьной программой. При формировании культуры здорового образа жизни необходимо создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, просветительской работы с родителями обучающихся в школах, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Программы формирования здорового образа жизни помогают каждому осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни.
1.Определение и основные черты здорового образа жизни. Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека
Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:
- умел высокоэффективно
и экономично трудиться,
- владел знаниями,
умениями и навыками
- постоянно
углублял свои нравственные
- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального здорового образа жизни человека. Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими; на 20% -биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.
2. Цели, задачи и принципы образовательных программ в формировании здорового и безопасного образа жизни человека
Цель:
Организация образовательного процесса, способствующего сохранению и укреплению физического и психологического здоровья.
Задачи:
- пробуждение в людях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для людей с учётом их возрастных; психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знания негативных факторов риска здоровья;
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Принципы
- принцип природосообразности, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
- принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
- принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;
- принцип культуросообразности ( включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);
- принцип здорповьетворческой активности ( опора на активную личностную позицию в формировании здорового образа жизни);
- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого человека, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности.
- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.
3.Организация
работы образовательного
Первый этап – диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
- анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;
- анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;
- анализу расписания занятий;
- выполнению санитарно-гигиенических требований;
- сформированности элементарных навыков гигиены;
- рациональному питанию;
- профилактике вредных привычек;
- организации просветительской работы с учащимися и родителями;
- мониторингу физического развития учащихся;
- анализу заболеваемости учащихся, выявлению динамики различных заболеваний, их возможных причин.
Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.
1. Просветительско-
- внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;
- приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Заключение
Здоровый образ жизни
– отличительная черта
Список использованных источников
1.Соковня-Семеновна И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие. – М., 2007.
2. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб, 2010.
3.Здоровый образ жизни или вредные привычки.- Уч.пособие.-Смоленск.-2006.
4. С.А.Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград, «Учитель», 2007.
5. В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. Москва, «ВАКО», 2004.
6. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии. Москва, «Илекса», 2003.
7. Л.М.Сураева, В.Е.Якунин, В.Е.Иванова. Педагогика и психология здоровья школьников. Тольятти, издательство Фонда «Развитие через образование», 2002.
8. О.А.Шклярова, Г.С.Козупица, О.В.Федорахина. Оздоровительные технологии в педагогическом процессе. Тольятти, издательство Фонда «Развитие через образование», 2001.
Информация о работе Роль образовательных программ в формировании здорового образа жизни человека