Роль образовательных программ в формировании здорового образа жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Ухудшение здоровья людей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическим загрязнением окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. В тоже время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Показатель здоровья и умственной работоспособности влияют на успешность овладения детьми школьной программой.

Содержание

Введение……………………………………………………………......3
Определение и основные черты здорового образа жизни. Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека…………………………………………………………..4
Цели, задачи и принципы образовательных программ в формировании здорового и безопасного образа жизни человека…………………………………………………………..6
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни……………………………………….8
Заключение……………………………………………………………10
Список используемых источников…………………………………..11

Работа содержит 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЯ.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 высшего профессионального  образования

«Московский государственный университет  технологий и управления им. К.Г. Разумовского»

в г. Архангельске

 

 

Институт Экономики и Бизнеса

Контрольная работа

По дисциплине: Основы валеологии

По теме: Роль образовательных программ в формировании здорового образа жизни человека

 

 

Студентки 1 курса СФО

Специальность:    080100        Шифр: 67

Голенищевой Ксении Евгеньевны


ФИО

 

 

Проверил _______________________________________________

Вх.№ ______ Дата регистрации____________

Результат проверки

 

 

Архангельск

2013 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………......3

  1. Определение и основные черты здорового образа жизни. Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека…………………………………………………………..4
  2. Цели, задачи и принципы образовательных программ в формировании здорового и безопасного образа жизни человека…………………………………………………………..6
  3. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни……………………………………….8

Заключение……………………………………………………………10

Список используемых источников…………………………………..11

 

Введение

Ухудшение здоровья людей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическим загрязнением окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. В тоже время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Показатель здоровья и умственной работоспособности влияют на успешность овладения детьми школьной программой. При формировании культуры здорового образа жизни необходимо создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, просветительской работы с родителями обучающихся в школах, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Программы формирования здорового образа жизни помогают каждому осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни.

 

1.Определение и основные черты здорового образа жизни. Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

Здоровый образ  жизни – свод исторически проверенных  и отобранных временем и практикой  норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

- умел высокоэффективно  и экономично трудиться, рационально  расходовать свои силы, знания  и энергию в процессе своей  профессиональной, общественно-полезной  деятельности;

- владел знаниями, умениями и навыками восстановления  и оздоровления организма после напряженного труда;

- постоянно  углублял свои нравственные убеждения,  духовно обогащался, развивал и  совершенствовал свои физические  качества и способности;

- самостоятельно  поддерживал и укреплял свое  здоровье.

Добровольный  отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального здорового образа жизни человека. Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% - экологическими; на 20% -биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

 

2. Цели, задачи и принципы образовательных программ в формировании здорового и безопасного образа жизни человека

Цель:

Организация образовательного процесса, способствующего сохранению и укреплению физического и психологического здоровья.

Задачи:

- пробуждение в людях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

- формирование установки на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для людей с учётом их возрастных; психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- применение рекомендуемого врачами режима дня;

- формирование знания негативных факторов риска здоровья;

- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Принципы

- принцип природосообразности, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;

- принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

- принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка;

- принцип культуросообразности ( включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);

- принцип здорповьетворческой активности ( опора на активную личностную позицию в формировании здорового образа жизни);

- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого человека, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности.

- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

 

 

3.Организация  работы образовательного учреждения  по формированию у обучающихся  культуры здорового и безопасного  образа жизни

Первый этап – диагностика и анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

- анкетированию детей и родителей, анализу полученных результатов;

- анализу соблюдения и выполнению режима дня детей;

- анализу расписания занятий;

- выполнению санитарно-гигиенических требований;

- сформированности элементарных навыков гигиены;

- рациональному питанию;

- профилактике вредных привычек;

- организации просветительской работы с учащимися и родителями;

- мониторингу физического развития учащихся;

- анализу заболеваемости учащихся, выявлению динамики различных заболеваний, их возможных причин.

Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.

1. Просветительско-воспитательная  работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:

- внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности или включаются в учебный процесс;

- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

- создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.

2. Просветительская  и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

- проведение соответствующих лекций, семинаров, педсоветов, круглых столов, тренингов, диспутов, родительских собраний, ролевых игр и т.п.;

- приобретение для педагогов, специалистов и родителей необходимой научно-методической литературы;

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

 

 

Заключение

Здоровый образ жизни  – отличительная черта человеческой цивилизации. Здоровый образ жизни  помогал, помогает и далее будет  помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности. Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его "качественных" характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья. Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития-одно из важнейших условий качества рабочей силы. Потребность в здоровье носит всеобщей характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности-все это показатели общей культуры человека.

 

Список  использованных источников

1.Соковня-Семеновна  И.И. Основы здорового образа  жизни и первая медицинская  помощь: Учеб. пособие. – М., 2007.

 

2. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и  определения. – СПб, 2010.

 

3.Здоровый образ жизни  или вредные привычки.- Уч.пособие.-Смоленск.-2006.

4. С.А.Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград, «Учитель», 2007.

 

5. В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. Москва, «ВАКО», 2004.

 

6. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии. Москва, «Илекса», 2003.

 

7. Л.М.Сураева, В.Е.Якунин, В.Е.Иванова. Педагогика и психология здоровья школьников. Тольятти, издательство Фонда «Развитие через образование», 2002.

 

8. О.А.Шклярова, Г.С.Козупица, О.В.Федорахина. Оздоровительные технологии в педагогическом процессе. Тольятти, издательство Фонда «Развитие через образование», 2001.

 

 


Информация о работе Роль образовательных программ в формировании здорового образа жизни человека